Тарасова Татьяна Германовна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №1 г.Выборга»

Картотека игр по развитию речи у детей дошкольного возраста

                              Картотека игр по развитию речи у детей дошкольного возраста 


Цель: Развитие речи у детей дошкольного возраста.

Даннаякартотекаподойдетдляиспользованияназанятияхсгруппой,вовремя индивидуальных занятий, а так же для занятий с ребенком дома.

Вцеломкартотекаигрнаправленанаразвитиеречевыхнавыков,вотдельности каждая игра имеет определенную цель, указанную в карточке.

 

Игра«Ктокакголос подает?»

Цель:познакомитьдетей,какиеголосаподаютдикиеживотные.

- Скажите,какподаютголос звери?

- Чтоделаетволк-(воет).

- Чтоделаетлиса-…(тявкает).

- Чтоделаетмедведь-… (ревет).

- Чтоделаетбелка-…(цокает).

 

Игра «Кто у кого?»

Цель:употреблениеродительногопадежасуществительныхединственногои множественного числа.

Умедведицы-…(медвежонок,медвежата). У лисицы - … (лисенок, лисята).

У белки - … (бельчонок, бельчата). Уволчицы-…(волчонок,волчата). У ежихи - … (ежонок, ежата).

Узайчихи-…(зайчонок,зайчата).

 

Игра «Кто что любит?»

Цель:закреплениеформывинительногопадежасуществительных.

Выберитеживотногоиподберитетукартинкучтолюбит:заяц-морковка,козел-капуста, медведь- малина, мед, рыба, и т. д. Дети ставят картинки ксоответствующему животному.

 

Дидактическаяигра«Предлоги».

Цель: Учить понимать значение предлогов: на, в, за, под, к, от, по, около, и т. д. ; дифференцировать предлоги: на – в, на – под; правильно употреблять их в речи; составлятьпредложенияспредлогамиподемонстрациидействий,посюжетными предметным картинкам, по схеме предлога.

 

Дидактическаяигра«Кто,гдеживёт?»

Цель:Формированиеуменийдетейсоотноситьизображениеживотныхсихместом обитания.

Ходигры:Разложитькарточкипоместамобитанияживотных,домашнихвдеревню, а диких в лес.

 

«РЫБАКИ»

Цель:Соотноситьглаголсдействием,котороеонобозначает.

Детям читают стихотворение Я- Турана «Рыбаки» (перевод со словацкого Г. Кружкова)ипредлагаютизобразитьсобытия,окоторыхвнемрассказывается.

Два утенка шли к реке, Заскакали поплавки. Каждыйсудочкойвруке.Закричалирыбаки:

—  Рыбу—ты,—Ура,кит!

—  Рака—я!—Ура,кит!Радуются,крякая.Заплясалиуракит. Но ползут из-за куста Два воришки, два кота:

—  Рыбу—я,

—  Рака—ты.Удиратьпора,коты!

 

«ТЕРЕМОК»

Цель:ориентироватьсянаокончаниеглаголавпрошедшемвремениприсогласовании его с существительным.

Материалы:деревянныйтеремок,игрушечныеживотные:мышка,лягушка,зайчик, лисичка, волк, медведь.

Поставимнаковретеремок.Возлетеремкарассадимживотных.Будемрассказывать сказку, побуждая детей принимать участие в рассказывании.

—  Стоитвполетеремок.Прибежалактеремку.кто?Правильно,мышка.(Дети подсказывают, ориентируясьназначение глагола иего окончание.) «Кто-кто в теремочке живет?» Никого нет. Стала мышка в теремочке жить. Прискакала к теремку. лягушка. И т. д. В заключение подведем итог:— Послушайте, как мы говорим: лягушка прискакала, а зайка прискакал; лисичка прибежала, а волк прибежал.

 

«ЧУДЕСНЫЙМЕШОЧЕК»

Цель:ориентироватьсянародименисуществительногоприопределениипредметапо его признакам.

Материалы:заяц,морковь,огурец,яблоко,помидор,мешочек.

Скажем детям примерно следующее: «К нам в детский сад пришел заяц. Зайка-побегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная.) Кладем морковь на стол. А это что? (Огурец.) Какой огурец? (помидор, яблоко идр.)Теперь заяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи,ифруктывмешочек.Зайкаопуститлапувмешочек,возьметовощилифрукт и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно. Она длинная, красная. Что это? (Морковь.) Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.) Оно круглое, красное. Что это? (Яблоко.) Он круглый, красный. Что это? (Помидор.)»

Еслидетинеправильноответятнапоследниедвавопроса,повторим,выделяяголосом местоимение: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный.

Теперьнайдитеиположитевмешочековощи.Чтоосталось?(Яблоко.)Яблоки—это фрукты. Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания».

 

«БУДУТНАЗИМУДРОВА, ГУСИ»

Цель:соотноситьназваниядействийссобственнымидвижениями.

Дети встают парами, лицом друг к другу, взяв друг друга за правую руку. Декламируютстихотворение,имитируядвиженияпильщиков(двигаютсомкнутыми руками от одного к другому).

Мысейчасбревнораспилим.Пилим-пилим,пилим-пилим,Раз-два!Раз-двй!Будутна зиму дрова. (Е. Благинина. Будут на зиму дрова.)

Далеедетивместесовзрослымдекламируютстихотворение,сопровождая декламацию игрой пальцами рук.

—  Гделадошки? Тут?

—  Тут.Наладошкепруд?

—  Пруд.

—  Палецбольшой—Этогусьмолодой.Указательный—поймал.Средний—гуся ощипал,

Этотпалецсупварил (сварил).

Самыйменьший—печьтопил(истопил). Полетел гусь в рот,

Аоттудавживот.Вот.

(Калмыкскаянароднаяпесенка,пер.Н.Гребнева.)

Навопросвзрослого:«Гделадошки?Тут?»—детипротягиваютрукивпередладонями вверх. Далее они произносят текст вместе с ведущим, загибая пальцы в порядке, указанном в стихотворении (от большого к мизинцу). На последние три строки дети изображают полет руками, затем притрагиваются кистями рук к животу, а на слове

«Вот»роняютрукивнизисвободновстряхиваютими.

 

«ПОРУЧЕНИЯ»

Цель:упражнятьсявобразованииформповелительногонаклоненияглаголовскакать, ехать.

Материалы:грузовик,мышка,мишка.

Вносимвкомнатугрузовикимышкусмишкой.Обращаемсякдетям:

—  Хотите,чтобымышкаимишкапокаталисьнагрузовике?Еслихотите,попросите их. Надо сказать: «Мишка, поезжай!» А еще можно попросить мышку и мишку

поскакать:«Мышка,поскачи!»—Олег,коготыхочешьпопросить,мышкуили мишку? О чем ты попросишь?

Играпродолжаетсядотехпор,покаудетейнеиссякнеткнейинтерес.

 

«ЧЕЙГОЛОС?»

Цель:различатьвзрослыхживотныхидетенышейпозвукоподражаниям,соотносить названия взрослого животного и его детеныша.

Материалы:игрушки:мышкаимышонок,уткаиутенок,лягушкаилягушонок, корова и теленок.

Вгостикдетямприходятиприезжаютзвери.Зверихотятпоиграть.Детидолжны отгадывать, чей голос услышали.

- Му-у-у—ктотакмычит?(Корова.)Актомычиттоненько?(Теленок.)

Ква-ква—чейэтогрубыйголос?Актоквакаеттоненько?Лягушкабольшаяиквакает грубым голосом. А ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?

Аналогичнообыгрываютсяостальные’игрушки.Послеигрыдетимогутпоигратьс игрушками. Чтобы получить игрушку, ребенок должен правильно позвать ее («Лягушонок, иди ко мне!», «Утенок, иди ко мне!»).

 

«ПОТЕРЯЛИСЬ»

Цель:соотноситьназваниеживотногосназваниемдетеныша.

Материалы:игрушечныйдомик,животные(игрушки):уткаиутенок,курицаи цыпленок, коза и козленок, корова и теленок, лошадь и жеребенок.

Расставимпокомнатевзрослыхживотных.Наковревдомикенаходятсяих детеныши. Предложим детям узнать, кто живет в домике.

- Давайте посмотрим. Кря-кря-кря — кто это? Утка? Достаем игрушку из домика. Утка большая или маленькая? Маленькая? Это, ребята, утенок. Маленький утенок. А утка—егомама.Помогитеутенкунайтиегомаму-утку.Вася,возьмиутенка.Поищи утку.

- Аэточейголос—пи-пи-пи?Ктоэто?(Достаемцыпленка.)Ктомамауцыпленка? Как кудахчет курица? Как отзывается цыпленок? Поищи, Оля, курицу, маму цыпленка.

Аналогичным образом обыгрываются остальные персонажи. Когда у всех малышей найдутся мамы, взрослых и детенышей сажают вместе. Пусть дети рассмотрят их, произнесутслова:утка—утенок,курица—цыпленокидр.Затемживотныеуезжают на машине в гости к другим детям.

 

«ПОЕЗД»

Цель:закреплятьумениесоотноситьсловосдействием,котороеонообозначает. Дети стоят друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего.

Чух,чух,пых-чу,Ко-ле-са-ми

Пых-чу,вор-чу(произносится2раза).Верчу,вер-чу(произносится2раза, Стоять на месте не хочу! Садись скорее,

Ко-ле-са-миПрокачу!

Стучу,стучу.Чу!Чу(Е.Карганова. Поезд.)

На слова «Стоять на месте не хочу» «поезд» начинает медленно двигаться, постепенно прибавляя скорость. Затем дети выполняют движения в соответствии с текстомстихотворения.Наслова«Колесамистучу,стучу»—топаютногами,наслова

«Колесамиверчу,верчу»—делаю/гкруговыедвижениярукамипередсобой.На слова

«Чу!Чу!»«поезд»останавливается.

 

«КАЧЕЛИ»

Цель:Соотноситьсловастихотворенияссобственнымидвижениями.

Детистоят.Взрослыйчитаетстихотворение,адетисопровождаютчтение ритмическими движениями.

Все лето качели Качались и пели, И мы на качелях На небо летели. (Детикачаютрукамивперед-назад,слегкапружиняногивколенях.) Настали осенние дни. Качели остались одни.

(Уменьшаяходкачелей,детипружинятвколеняхиуменьшаютвзмахрукамидо постепенной остановки.)

Лежатнакачелях

Дважелтыхлистка.ИветеркачелиКачаетслегка.(В.Данько. Качели.)

 

«КУРОЧКАРЯБУШЕЧКА»

Цель:упражнятьсявпроизнесениизвукоподражания.

Издетейвыбираюткурочку-рябушечку,надеваютейнаголовушапочку.Посигналу водящего начинается диалог:

—  Курочка-рябушечка,Кудаидешь?

—  На речку.

—  Курочка-рябушечка,Зачемидешь?

—  Заводой.

—  Курочка-рябушечка,Зачемтебевода?

—  Цыплятпоить.Онипитьхотят.Навсюулицупищат—Пи-пи-пи!

(Русскаянароднаяпесенка.)Послеслов«Навсюулицупищат»дети-цыплятаубегают от курочки и пищат (пи-пи-пи). Дотронувшись до пойманного ребенка, курочка произносит: «Иди к колодцу пить водицу». Пойманные дети выходят из игры. Игра повторяется с выбором новой курочки-рябушечки.

 

«КТОБОЛЬШЕДЕЙСТВИЙ НАЗОВЕТ»

Цель:Активноиспользоватьвречиглаголы,образовыватьразличныеглагольные формы.

Материалы:Картинки:предметыодежды,самолет,кукла,собака,солнце,дождь, снег.

ПриходитНеумейкаиприноситкартинки.Задачадетейподобратьслова,которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображенным на картинках. Например:

чтоможносказатьосамолете,чтоонделает?(Летит,гудит,взлетает,поднимается, садится.);

чтоможноделатьсодеждой?(Стирать,гладить,надевать,зашивать,чистить.);

чтоможносказатьодожде?(Идет,моросит,льет,капает,хлещет,шумит,стучитпо крыше.);

чтоможносказатьоснеге?(Идет,падает,кружится,летает,ложится,блестит,тает, переливается, скрипит.);

чтоможноделатьскуклой?(Укладыватьспать,кормить,кататьвколяске,лечить, водить гулять, одевать, наряжать, купать.);

чтоделаетсобака?(Лает,грызеткости,виляетхвостом,подпрыгивает,скулит,ходит, бегает, охраняет.);

чтоможносказатьосолнце?(Светит,греет,восходит,заходит,печет,поднимается, опускается, сияет, улыбается, ласкает.).

Такуюигруможнопроводитьнаразныетемы:«Предметыдомашнегообихода»,

«Явленияприроды»,«Временагода»,«Животныеиптицы»идр

 

«ДОБАВЬСЛОВО»

Цель: находить нужное по смыслу слово (глагол). Материалы: кукла Гена.

Играначинаетсясбеседыотом,какдетипомогаютродителям,чтоумеютделать. Далее скажем детям, что к ним в гости пришел Гена. Он тоже любит помогать родным: бабушке, дедушке, папе,маме, братикуисестричке. Ачто именно умеет делать Гена, дети должны будут сейчас угадать.

Гена.

Яумеюпостель(глаголподбираютдети)убирать.Яумеюпол.(подметать).Яумею пыль.(вытирать).Яумеюпосуду.(мыть,полоскать).Яумеюпостель.(застилать).Я умею цветы. (поливать). Я помогаю стол. (накрывать). Я помогаю тарелки. (расставлять) Я помогаю вилки. (раскладывать) Я помогаю крошки. (сметать) Я помогаю комнату. (убирать) При повторном проведении игры дети от хоровых высказываний переходят к индивидуальным (глагол называет тот, к кому непосредственно обратится Гена).

 

«ПОДСКАЖИСЛОВЕЧКО»

Цель:Ориентируясьнаокончанияглаголов,подбиратьсловав Материалы: Кукла Умейка.Взрослыйрассказывает,чтоУмейкахотелпочитатьдетямстихи,ноподороге растерял все последние слова. Предлагает помочь Умейке. Читает стихи, дети договаривают нужные слова.

Голосок твой так хорош — Очень сладко ты (поешь).(С. Маршак.) Зайказвонкобарабанит,Онсерьезнымделом(занят).(И.Токмакова.) Телефон опять звонит, От него в ушах (звенит).(А. Барто.)

Скачутпобегайчики— Солнечные зайчики.

Гдежезайчики? Ушли.

Вынигдеихне(нашли(А. Бродский.)

Ярубашкусшиламишке,Ясошьюемуштанишки.Надокнимкарман(пришить)И платочек (положить). (3. Александрова.)

ВзаключениедетимогутсамипочитатьУмейкестихи

 

«ЧЕЙГОЛОС?»

Цель: Образовывать глаголы от звукоподражательных слов.

Материалы:Игрушки:кошка,собачка,курочка,петушок,автомобиль.

Вгостикдетямприезжаютнаавтомобилеигрушки.Взрослыйпоказываетих(по одной, а дети называют.

—  Кукареку!Ктоэто?(Петушок.)Каккукарекаетпетушок?(Кукареку.)

—  Куд-куда,куд-куда!Ктоэто?(Курочка.)Каккудахчет курочка?

—  Гав,гав,гав!Ктоэто?(Собачка.)Каклаетсобачка?

—  Мяу,мяу!Ктоэто?(Кошка.)Какмяукаеткошка?

—  Гав,гав,гав!Чейэтоголос?(Собачки.)Чтоонаделает?(Лает.)

—  Мяу,мяу!Чейэтоголос?(Кошки.)Чтокошкаделает?(Мяукает.)

—  Куд-куда,куд-куда!Чейэтоголос?(Курочки.)Чтоделает курочка?

—  Кукареку!Ктоэто?(Петушок.)Чтоделаетпетушок? (Кукарекает.)

 

«ЛЕСЕНКА»

Цель:Использоватьпроизводныеглаголы.

Материалы:Игрушки:лесенка,петух,кошка,собака,куклыБоря,ТаняиНина. Взрослый читает, сопровождая чтение действиями с игрушками.

Стоит на дворе лесенка. Налесенкепятьступенек. Давайте считать, ребята!

Наверхнююступенькувскочилпетух, Крыльями замахал, громко запел.

Каконзапел,ребята?(Здесьидалееответыдетей.)

Навторуюступенькупрыгнулакошка.Сидит—язычкомоблизывается,мурлычет. Как она мурлычет?

Апеснатретьюступенькупрыгнул. Хвостом по ступеньке постукивает.

Накошкурычит.Каконрычит,ребята?

А на четвертую ступеньку взобрался Боря. Сидит — вниз поглядывает, ножками болтает. Как он ножками болтает? А Таня на нижнюю ступеньку села, песенку запела: «Мы сидим на лесенке и поем мы песенки». Как она поет, ребята? И вдруг зашумел ветер. Как он шумит? Часто-часто застучал дождь, Как он стучит, ребята? Петухспрыгнул,крыльямизамахал,Подкрыльцоспрятался.Ипестудажезабрался.

Кошка—таловко:прыг-шмыгВоткрытоеокошко. А Боря и Таня сидят, с лесенки слезать не хотят.

Плачут. Как они плачут? ВышланакрыльцоНина,

Ребятслесенкиснялаиповелаих. Затопали ножки по крыльцу.

Каконизатопали,ребята?

Ушлидетивдом—осталасьлесенкапустая.(Е.Шабад.)

 

«ОРКЕСТР»

Цель:Образовыватьглаголыотназваниймузыкальныхинструментов.

Материалы:Игрушки:заяц,барабан,балалайка,гармонь,волчок,дудочки,звоночки, бубны, погремушки.

Взрослыйчитаетстихотворение,сопровождаясвоюречьдействиямисигрушками.

Зайкусделалиизплюша.УнегобольшиеушиИособенныйталант—Этотзайка— не зазнайка, Этот зайка — музыкант.

—  Зайкапривезссобоймногомузыкальныхинструментов,акакониназываются,мы сейчас отгадаем.

Ой,звенитона,звенит,Всехигроювеселит.Авсего-тотриструныЕйдлямузыки нужны. Кто такая? Отгадай-ка. Это наша. (балалайка).

(Тот,ктоотгадалпервым,получаетигрушку.Этотребенокбудетигратьузайкив оркестре.)

—  Послушайтеещезагадкиомузыкальныхинструментах:

Врукитыеевозьмешь.Торастянешь,тосожмешь.Звонкая,нарядная,Русская, двухрядная. Заиграет, только тронь. Как зовут ее? (Гармонь.)

Оченьвеселопоет,Еслидуетевнее.ВсенанейиграетеИсразуотгадаете. Ду-ду,ду-ду.

Да-да,да-да.

Такпоетона всегда.

Непалочка,нетрубочка, Ачтожеэто? (Дудочка.)

—  Заяцпринесмузыкальныйволчок.(Взрослыйпоказываетволчок,вместесзайцем подходит с ним к детям и запускает.)

Волчокмузыкальный Поет и жужжит.

Волчокмузыкальный По кругу бежит.

Онвертится,вертится, Вертится ловко! .

Ивдругнис того

Ниссего —остановка.

—  ВолчокостановилсявозлеСережи.Сережа,тыхочешьпоигратьсволчком?Авот здесь еще игрушки: звоночки, бубны, погремушки.

—  Дети,звоночкичтоделают?(Звенят.)

—  Погремушки?(Гремят.)

—  Барабан?(Барабанит.)

—  Дудочки?(Дудят.)

(Дети, ответившие правильно, получают игрушки.) Оркестрполучитсябольшой.Играйте,дети,хорошо. (Э. Мошковская. Какие бывают подарки.)

 

«ПРОФЕССИИ»

Цель:Соотноситьсуществительноесглаголом.

Материалы:Картинки(фотографии)сизображениямилюдейразныхпрофессий (хлебороб, пекарь, аптекарь, портной, продавец, почтальон, солдат).

Взрослыйзадаетвопросы,дети отвечают.

—  Пашет,сеет,хлебубирает,кто?(Хлебороб.)

—  Актохлебнамвыпекает?(Пекарь.)

—  Ктолекарстваотпускает?(Аптекарь.)

Ктоодеждушьетнамнастужуизной?(Портной.)

—  Ктоеепродает,наконец?(Продавец.)

—  КнамприходитсписьмомПрямовдом—ктожеон? (Почтальон.)

- СлужитдорогойОтчизнеСтаршийбрат.Охраняетнашижизни,Он.(Солдат.)

—  Когдавыстанетевзрослыми,каждыйизвасбудетиметькакую-топрофессию.Все они очень важны, будь это профессия хлебороба, пекаря, аптекаря, портного, продавца, почтальона или строителя. Но главное, кем бы ты ни стал,— хорошо и честно трудиться.

 

«ЧТОБЫЛОБЫ, ЕСЛИ.»

Цель:Самостоятельнообразовыватьформусослагательногонаклоненияглаголов.

ВзрослыйчитаетдетямсказкуК.И.Чуковского«Федориногоре».Поокончании задает вопросы:

—  ПочемувсевещиубежалиотФедоры?

—  Чтобылобы,еслибывывсеигрушкиразбросали,поломали?

—  Ачтобылобы,еслибывыбереглиигрушки,обращалисьснимихорошо,не разбрасывали по углам, а убирали после игры по своим местам?

—  Чтобылобы,еслибывыразбрасывалисвоюобувьгдепопало?

—  Чтобылобы,еслибывыпоставилипосудунаподоконникиподулсильныйветер?

—  Аеслибывыпосудупослеобедавымылииубраливбуфет?

 

«ЛЕТЕЛИКУКУШКИ»

Цель:Использоватьглаголывсвязнойречи.

Изчислаиграющихвыбираюткукушек(2—3ребенка,которыестановятсявцентр круга. Остальные дети идут по кругу и приговаривают:

Летели кукушки Через три избушки. Так суетились. Так торопились, Головкамивертели,Крыльямимахали-Акудалетели.Такинесказали! (Н. Колпакова.)

Дети-кукушки должны выполнять движения согласно тексту. Затем ведущий предлагает спросить у кукушек, куда они так торопились. Дети-кукушки должны самипридуматьответ.(«Мылетеливдругойлес»;«Мыищемсвоихптенцов»;«Мы летели в теплые края» и т. п.) Важно, чтобы ответ был придуман самими ребятами. Диалог может быть продолжен такими вопросами: «А когда вы вернетесь?:»;

«Почемувыулетаететакдалеко?»Ит.п.Такимобразомсоздаютсяусловиядля импровизированного диалога.

 

«ГУСИ»

Цель: Использовать в речи однокоренные слова. Материалы:Игрушкииликартинки:гусь,гусыня,гусята.

Взрослыйрассматриваетсдетьмиигрушки(картинки):«Это.гусь.Онкрылатый, горластый, у него красивые ласты. Ноги, как ласты.

Аэто—мама.гусыня.Угусяигусыни—дети-гусятки.Гусята.Одингусенок,много

—  гусят.

Тот,ктосгусятамиблизкознаком.Знает:гусятагуляютгуськом.Тотже,ктоблизко знаком с гусаком, К ним ни за что не пойдет босиком.

(В.Берестов. Гуси.)Покажите,какгусятагуляютгуськом.Шеивытянули,лапами-ластамишлепают, переваливаются. Идут гусята гуськом за мамой-гусыней и папой-гусаком».

 

«ВОТКОГДАЯВЗРОСЛЫМСТАНУ»

Цель:Развиватьчувствоюмора,речь.

ДетямчитаютстихотворениеВ.Приходько«Воткогдаявзрослымстану», выразительно, стараясь, чтобы они поняли юмор этого стихотворения.

ВоткогдаявзрослымстануИкупатьсязахочу,Влезусамвбольшуюванну,Оба крана откручу. Сам потру живот и спинку И веснушки на носу. Заверну себя в простынку И в кроватку отнесу!

Затемимпредлагаютпофантазировать—рассказать,чтобудутделатьони,когда станут взрослыми.

 

«ПЕТУШКИ»

Цель:Соотноситьпосмыслуглаголсдействием,котороеонобозначает

Взрослыйчитаетстихотворение,адетиизображаютпетушков,окоторыхвнем говорится.

Петушкираспетушились.Ноподратьсянерешились.Еслиоченьпетушиться.Можно перышек лишиться. Если перышек лишиться. Нечем будет петушиться. (В. Берестов. Петушки.)

 

«СОВКА-СПЛЮШКА»

Цель:Знакомитьсясоднокореннымисловами(сплюшка,сплю,спишь).

ДетямчитаютстихотворениеВ.Приходько«Совка-сплюшка»ипредлагаютизобразить совку-сплюшку.

Вывидалисовку-сплюшку.Умолкалаи— сначала:

Вечносоннуюстарушку,«Сплю-сплю-сплю!» Совку-сплюшку, Я уселся у осины,

Сплюшку-совку—Долгослушалкриксовиный:

Иболтушкуиплутовку?«Сплю-сплю-сплю».

Мневлесуонакричала:Яобманщицнелюблю!«Сплю-сплю-сплю!» Если ты и вправду спишь,

Почемужеты кричишь?

 

«РАЗНОЦВЕТНЫЙСУНДУЧОК»

Цель: учим ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде. Материалы:сундучок,предметныекартинки:яйцо,печенье,варенье,яблоко,

полотенцеидругиепредметы,обозначенныесуществительнымисреднегоиженского рода, по числу детей.

Поставимнастолсундучокскартинками.Предложимдетямвыниматькартинкипо одной, будем задавать при этом вопросы: «Какое яичко? Какая матрешка?» И т. п. Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку правильно определить род последнего.

Втомслучае,еслинакартинкахбудутизображены2—3предмета,играприобретет новый смысл: ребенок сможет поупражняться в образовании форм именительного падежа множественного числа существительных.

 

«КТОБОЛЬШЕСКАЖЕТОПРОФЕССИИ»

Цель:Соотноситьдействиялюдейсихпрофессией,образовыватьсоответствующие глаголы (строитель — строит, учитель — учит и т. д.).

Взрослыйуточняетпониманиедетьмислов«профессия»,«действие».

—  Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я рассказываю вам,каксебявести,играюсвами,рисую,читаю,пою,гуляю,укладываювасспать.А каквыдумаете, какаяпрофессияуИриныВладимировны,котораянамготовит обед? Правильно, она повар. А какие вы еще знаете профессии? Каждый взрослый человек имеет свою профессию. Он работает и выполняет какие-то действия. Что же, например, делает повар?

—  Поварварит,печет,жарит,чиститовощиидр.

—  Ачтоделаетврач?

—  Врачосматриваетбольных,выслушивает,лечит,даетлекарство,делаетуколы, операции.

—  Ачтоделаетпортной?

—  Портнойкроит,наметывает,порет,гладит,примеряет,шьет.

(строителя,учителя,сторожа,пастуха,сапожника,адетин

31 октября 2024 в 12:35

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.