Тарасова Татьяна Германовна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №1 г.Выборга»
Картотека игр по развитию речи у детей дошкольного возрастаКартотека игр по развитию речи у детей дошкольного возраста
Цель: Развитие речи у детей дошкольного возраста. Даннаякартотекаподойдетдляиспользованияназанятияхсгруппой,вовремя индивидуальных занятий, а так же для занятий с ребенком дома. Вцеломкартотекаигрнаправленанаразвитиеречевыхнавыков,вотдельности каждая игра имеет определенную цель, указанную в карточке.
Игра«Ктокакголос подает?» Цель:познакомитьдетей,какиеголосаподаютдикиеживотные. - Скажите,какподаютголос звери? - Чтоделаетволк-(воет). - Чтоделаетлиса-…(тявкает). - Чтоделаетмедведь-… (ревет). - Чтоделаетбелка-…(цокает).
Игра «Кто у кого?» Цель:употреблениеродительногопадежасуществительныхединственногои множественного числа. Умедведицы-…(медвежонок,медвежата). У лисицы - … (лисенок, лисята). У белки - … (бельчонок, бельчата). Уволчицы-…(волчонок,волчата). У ежихи - … (ежонок, ежата). Узайчихи-…(зайчонок,зайчата).
Игра «Кто что любит?» Цель:закреплениеформывинительногопадежасуществительных. Выберитеживотногоиподберитетукартинкучтолюбит:заяц-морковка,козел-капуста, медведь- малина, мед, рыба, и т. д. Дети ставят картинки ксоответствующему животному.
Дидактическаяигра«Предлоги». Цель: Учить понимать значение предлогов: на, в, за, под, к, от, по, около, и т. д. ; дифференцировать предлоги: на – в, на – под; правильно употреблять их в речи; составлятьпредложенияспредлогамиподемонстрациидействий,посюжетными предметным картинкам, по схеме предлога.
Дидактическаяигра«Кто,гдеживёт?» Цель:Формированиеуменийдетейсоотноситьизображениеживотныхсихместом обитания. Ходигры:Разложитькарточкипоместамобитанияживотных,домашнихвдеревню, а диких в лес. «РЫБАКИ»Цель:Соотноситьглаголсдействием,котороеонобозначает. Детям читают стихотворение Я- Турана «Рыбаки» (перевод со словацкого Г. Кружкова)ипредлагаютизобразитьсобытия,окоторыхвнемрассказывается. Два утенка шли к реке, Заскакали поплавки. Каждыйсудочкойвруке.Закричалирыбаки: — Рыбу—ты,—Ура,кит! — Рака—я!—Ура,кит!Радуются,крякая.Заплясалиуракит. Но ползут из-за куста Два воришки, два кота: — Рыбу—я, — Рака—ты.Удиратьпора,коты!
«ТЕРЕМОК»Цель:ориентироватьсянаокончаниеглаголавпрошедшемвремениприсогласовании его с существительным. Материалы:деревянныйтеремок,игрушечныеживотные:мышка,лягушка,зайчик, лисичка, волк, медведь. Поставимнаковретеремок.Возлетеремкарассадимживотных.Будемрассказывать сказку, побуждая детей принимать участие в рассказывании. — Стоитвполетеремок.Прибежалактеремку.кто?Правильно,мышка.(Дети подсказывают, ориентируясьназначение глагола иего окончание.) «Кто-кто в теремочке живет?» Никого нет. Стала мышка в теремочке жить. Прискакала к теремку. лягушка. И т. д. В заключение подведем итог:— Послушайте, как мы говорим: лягушка прискакала, а зайка прискакал; лисичка прибежала, а волк прибежал. «ЧУДЕСНЫЙМЕШОЧЕК»Цель:ориентироватьсянародименисуществительногоприопределениипредметапо его признакам. Материалы:заяц,морковь,огурец,яблоко,помидор,мешочек. Скажем детям примерно следующее: «К нам в детский сад пришел заяц. Зайка-побегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная.) Кладем морковь на стол. А это что? (Огурец.) Какой огурец? (помидор, яблоко идр.)Теперь заяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи,ифруктывмешочек.Зайкаопуститлапувмешочек,возьметовощилифрукт и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно. Она длинная, красная. Что это? (Морковь.) Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.) Оно круглое, красное. Что это? (Яблоко.) Он круглый, красный. Что это? (Помидор.)» Еслидетинеправильноответятнапоследниедвавопроса,повторим,выделяяголосом местоимение: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный. Теперьнайдитеиположитевмешочековощи.Чтоосталось?(Яблоко.)Яблоки—это фрукты. Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания». «БУДУТНАЗИМУДРОВА, ГУСИ»Цель:соотноситьназваниядействийссобственнымидвижениями. Дети встают парами, лицом друг к другу, взяв друг друга за правую руку. Декламируютстихотворение,имитируядвиженияпильщиков(двигаютсомкнутыми руками от одного к другому). Мысейчасбревнораспилим.Пилим-пилим,пилим-пилим,Раз-два!Раз-двй!Будутна зиму дрова. (Е. Благинина. Будут на зиму дрова.) Далеедетивместесовзрослымдекламируютстихотворение,сопровождая декламацию игрой пальцами рук. — Гделадошки? Тут? — Тут.Наладошкепруд? — Пруд. — Палецбольшой—Этогусьмолодой.Указательный—поймал.Средний—гуся ощипал, Этотпалецсупварил (сварил). Самыйменьший—печьтопил(истопил). Полетел гусь в рот, Аоттудавживот.Вот. (Калмыкскаянароднаяпесенка,пер.Н.Гребнева.) Навопросвзрослого:«Гделадошки?Тут?»—детипротягиваютрукивпередладонями вверх. Далее они произносят текст вместе с ведущим, загибая пальцы в порядке, указанном в стихотворении (от большого к мизинцу). На последние три строки дети изображают полет руками, затем притрагиваются кистями рук к животу, а на слове «Вот»роняютрукивнизисвободновстряхиваютими.
«ПОРУЧЕНИЯ»Цель:упражнятьсявобразованииформповелительногонаклоненияглаголовскакать, ехать. Материалы:грузовик,мышка,мишка. Вносимвкомнатугрузовикимышкусмишкой.Обращаемсякдетям: — Хотите,чтобымышкаимишкапокаталисьнагрузовике?Еслихотите,попросите их. Надо сказать: «Мишка, поезжай!» А еще можно попросить мышку и мишку поскакать:«Мышка,поскачи!»—Олег,коготыхочешьпопросить,мышкуили мишку? О чем ты попросишь? Играпродолжаетсядотехпор,покаудетейнеиссякнеткнейинтерес.
«ЧЕЙГОЛОС?»Цель:различатьвзрослыхживотныхидетенышейпозвукоподражаниям,соотносить названия взрослого животного и его детеныша. Материалы:игрушки:мышкаимышонок,уткаиутенок,лягушкаилягушонок, корова и теленок. Вгостикдетямприходятиприезжаютзвери.Зверихотятпоиграть.Детидолжны отгадывать, чей голос услышали. - Му-у-у—ктотакмычит?(Корова.)Актомычиттоненько?(Теленок.) Ква-ква—чейэтогрубыйголос?Актоквакаеттоненько?Лягушкабольшаяиквакает грубым голосом. А ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки? Аналогичнообыгрываютсяостальные’игрушки.Послеигрыдетимогутпоигратьс игрушками. Чтобы получить игрушку, ребенок должен правильно позвать ее («Лягушонок, иди ко мне!», «Утенок, иди ко мне!»). «ПОТЕРЯЛИСЬ»Цель:соотноситьназваниеживотногосназваниемдетеныша. Материалы:игрушечныйдомик,животные(игрушки):уткаиутенок,курицаи цыпленок, коза и козленок, корова и теленок, лошадь и жеребенок. Расставимпокомнатевзрослыхживотных.Наковревдомикенаходятсяих детеныши. Предложим детям узнать, кто живет в домике. - Давайте посмотрим. Кря-кря-кря — кто это? Утка? Достаем игрушку из домика. Утка большая или маленькая? Маленькая? Это, ребята, утенок. Маленький утенок. А утка—егомама.Помогитеутенкунайтиегомаму-утку.Вася,возьмиутенка.Поищи утку. - Аэточейголос—пи-пи-пи?Ктоэто?(Достаемцыпленка.)Ктомамауцыпленка? Как кудахчет курица? Как отзывается цыпленок? Поищи, Оля, курицу, маму цыпленка. Аналогичным образом обыгрываются остальные персонажи. Когда у всех малышей найдутся мамы, взрослых и детенышей сажают вместе. Пусть дети рассмотрят их, произнесутслова:утка—утенок,курица—цыпленокидр.Затемживотныеуезжают на машине в гости к другим детям. «ПОЕЗД»Цель:закреплятьумениесоотноситьсловосдействием,котороеонообозначает. Дети стоят друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Чух,чух,пых-чу,Ко-ле-са-ми Пых-чу,вор-чу(произносится2раза).Верчу,вер-чу(произносится2раза, Стоять на месте не хочу! Садись скорее, Ко-ле-са-миПрокачу! Стучу,стучу.Чу!Чу(Е.Карганова. Поезд.) На слова «Стоять на месте не хочу» «поезд» начинает медленно двигаться, постепенно прибавляя скорость. Затем дети выполняют движения в соответствии с текстомстихотворения.Наслова«Колесамистучу,стучу»—топаютногами,наслова «Колесамиверчу,верчу»—делаю/гкруговыедвижениярукамипередсобой.На слова «Чу!Чу!»«поезд»останавливается. «КАЧЕЛИ»Цель:Соотноситьсловастихотворенияссобственнымидвижениями. Детистоят.Взрослыйчитаетстихотворение,адетисопровождаютчтение ритмическими движениями. Все лето качели Качались и пели, И мы на качелях На небо летели. (Детикачаютрукамивперед-назад,слегкапружиняногивколенях.) Настали осенние дни. Качели остались одни. (Уменьшаяходкачелей,детипружинятвколеняхиуменьшаютвзмахрукамидо постепенной остановки.) Лежатнакачелях Дважелтыхлистка.ИветеркачелиКачаетслегка.(В.Данько. Качели.)
«КУРОЧКАРЯБУШЕЧКА»Цель:упражнятьсявпроизнесениизвукоподражания. Издетейвыбираюткурочку-рябушечку,надеваютейнаголовушапочку.Посигналу водящего начинается диалог: — Курочка-рябушечка,Кудаидешь? — На речку. — Курочка-рябушечка,Зачемидешь? — Заводой. — Курочка-рябушечка,Зачемтебевода? — Цыплятпоить.Онипитьхотят.Навсюулицупищат—Пи-пи-пи! (Русскаянароднаяпесенка.)Послеслов«Навсюулицупищат»дети-цыплятаубегают от курочки и пищат (пи-пи-пи). Дотронувшись до пойманного ребенка, курочка произносит: «Иди к колодцу пить водицу». Пойманные дети выходят из игры. Игра повторяется с выбором новой курочки-рябушечки. «КТОБОЛЬШЕДЕЙСТВИЙ НАЗОВЕТ»Цель:Активноиспользоватьвречиглаголы,образовыватьразличныеглагольные формы. Материалы:Картинки:предметыодежды,самолет,кукла,собака,солнце,дождь, снег. ПриходитНеумейкаиприноситкартинки.Задачадетейподобратьслова,которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображенным на картинках. Например: чтоможносказатьосамолете,чтоонделает?(Летит,гудит,взлетает,поднимается, садится.); чтоможноделатьсодеждой?(Стирать,гладить,надевать,зашивать,чистить.); чтоможносказатьодожде?(Идет,моросит,льет,капает,хлещет,шумит,стучитпо крыше.); чтоможносказатьоснеге?(Идет,падает,кружится,летает,ложится,блестит,тает, переливается, скрипит.); чтоможноделатьскуклой?(Укладыватьспать,кормить,кататьвколяске,лечить, водить гулять, одевать, наряжать, купать.); чтоделаетсобака?(Лает,грызеткости,виляетхвостом,подпрыгивает,скулит,ходит, бегает, охраняет.); чтоможносказатьосолнце?(Светит,греет,восходит,заходит,печет,поднимается, опускается, сияет, улыбается, ласкает.). Такуюигруможнопроводитьнаразныетемы:«Предметыдомашнегообихода», «Явленияприроды»,«Временагода»,«Животныеиптицы»идр
«ДОБАВЬСЛОВО» Цель: находить нужное по смыслу слово (глагол). Материалы: кукла Гена. Играначинаетсясбеседыотом,какдетипомогаютродителям,чтоумеютделать. Далее скажем детям, что к ним в гости пришел Гена. Он тоже любит помогать родным: бабушке, дедушке, папе,маме, братикуисестричке. Ачто именно умеет делать Гена, дети должны будут сейчас угадать. Гена. Яумеюпостель(глаголподбираютдети)убирать.Яумеюпол.(подметать).Яумею пыль.(вытирать).Яумеюпосуду.(мыть,полоскать).Яумеюпостель.(застилать).Я умею цветы. (поливать). Я помогаю стол. (накрывать). Я помогаю тарелки. (расставлять) Я помогаю вилки. (раскладывать) Я помогаю крошки. (сметать) Я помогаю комнату. (убирать) При повторном проведении игры дети от хоровых высказываний переходят к индивидуальным (глагол называет тот, к кому непосредственно обратится Гена). «ПОДСКАЖИСЛОВЕЧКО»Цель:Ориентируясьнаокончанияглаголов,подбиратьсловав Материалы: Кукла Умейка.Взрослыйрассказывает,чтоУмейкахотелпочитатьдетямстихи,ноподороге растерял все последние слова. Предлагает помочь Умейке. Читает стихи, дети договаривают нужные слова. Голосок твой так хорош — Очень сладко ты (поешь).(С. Маршак.) Зайказвонкобарабанит,Онсерьезнымделом(занят).(И.Токмакова.) Телефон опять звонит, От него в ушах (звенит).(А. Барто.) Скачутпобегайчики— Солнечные зайчики. Гдежезайчики? Ушли. Вынигдеихне(нашли(А. Бродский.) Ярубашкусшиламишке,Ясошьюемуштанишки.Надокнимкарман(пришить)И платочек (положить). (3. Александрова.) ВзаключениедетимогутсамипочитатьУмейкестихи
«ЧЕЙГОЛОС?» Цель: Образовывать глаголы от звукоподражательных слов. Материалы:Игрушки:кошка,собачка,курочка,петушок,автомобиль. Вгостикдетямприезжаютнаавтомобилеигрушки.Взрослыйпоказываетих(по одной, а дети называют. — Кукареку!Ктоэто?(Петушок.)Каккукарекаетпетушок?(Кукареку.) — Куд-куда,куд-куда!Ктоэто?(Курочка.)Каккудахчет курочка? — Гав,гав,гав!Ктоэто?(Собачка.)Каклаетсобачка? — Мяу,мяу!Ктоэто?(Кошка.)Какмяукаеткошка? — Гав,гав,гав!Чейэтоголос?(Собачки.)Чтоонаделает?(Лает.) — Мяу,мяу!Чейэтоголос?(Кошки.)Чтокошкаделает?(Мяукает.) — Куд-куда,куд-куда!Чейэтоголос?(Курочки.)Чтоделает курочка? — Кукареку!Ктоэто?(Петушок.)Чтоделаетпетушок? (Кукарекает.)
«ЛЕСЕНКА»Цель:Использоватьпроизводныеглаголы. Материалы:Игрушки:лесенка,петух,кошка,собака,куклыБоря,ТаняиНина. Взрослый читает, сопровождая чтение действиями с игрушками. Стоит на дворе лесенка. Налесенкепятьступенек. Давайте считать, ребята! Наверхнююступенькувскочилпетух, Крыльями замахал, громко запел. Каконзапел,ребята?(Здесьидалееответыдетей.) Навторуюступенькупрыгнулакошка.Сидит—язычкомоблизывается,мурлычет. Как она мурлычет? Апеснатретьюступенькупрыгнул. Хвостом по ступеньке постукивает. Накошкурычит.Каконрычит,ребята? А на четвертую ступеньку взобрался Боря. Сидит — вниз поглядывает, ножками болтает. Как он ножками болтает? А Таня на нижнюю ступеньку села, песенку запела: «Мы сидим на лесенке и поем мы песенки». Как она поет, ребята? И вдруг зашумел ветер. Как он шумит? Часто-часто застучал дождь, Как он стучит, ребята? Петухспрыгнул,крыльямизамахал,Подкрыльцоспрятался.Ипестудажезабрался. Кошка—таловко:прыг-шмыгВоткрытоеокошко. А Боря и Таня сидят, с лесенки слезать не хотят. Плачут. Как они плачут? ВышланакрыльцоНина, Ребятслесенкиснялаиповелаих. Затопали ножки по крыльцу. Каконизатопали,ребята? Ушлидетивдом—осталасьлесенкапустая.(Е.Шабад.)
«ОРКЕСТР»Цель:Образовыватьглаголыотназваниймузыкальныхинструментов. Материалы:Игрушки:заяц,барабан,балалайка,гармонь,волчок,дудочки,звоночки, бубны, погремушки. Взрослыйчитаетстихотворение,сопровождаясвоюречьдействиямисигрушками. Зайкусделалиизплюша.УнегобольшиеушиИособенныйталант—Этотзайка— не зазнайка, Этот зайка — музыкант. — Зайкапривезссобоймногомузыкальныхинструментов,акакониназываются,мы сейчас отгадаем. Ой,звенитона,звенит,Всехигроювеселит.Авсего-тотриструныЕйдлямузыки нужны. Кто такая? Отгадай-ка. Это наша. (балалайка). (Тот,ктоотгадалпервым,получаетигрушку.Этотребенокбудетигратьузайкив оркестре.) — Послушайтеещезагадкиомузыкальныхинструментах: Врукитыеевозьмешь.Торастянешь,тосожмешь.Звонкая,нарядная,Русская, двухрядная. Заиграет, только тронь. Как зовут ее? (Гармонь.) Оченьвеселопоет,Еслидуетевнее.ВсенанейиграетеИсразуотгадаете. Ду-ду,ду-ду. Да-да,да-да. Такпоетона всегда. Непалочка,нетрубочка, Ачтожеэто? (Дудочка.) — Заяцпринесмузыкальныйволчок.(Взрослыйпоказываетволчок,вместесзайцем подходит с ним к детям и запускает.) Волчокмузыкальный Поет и жужжит. Волчокмузыкальный По кругу бежит. Онвертится,вертится, Вертится ловко! . Ивдругнис того Ниссего —остановка. — ВолчокостановилсявозлеСережи.Сережа,тыхочешьпоигратьсволчком?Авот здесь еще игрушки: звоночки, бубны, погремушки. — Дети,звоночкичтоделают?(Звенят.) — Погремушки?(Гремят.) — Барабан?(Барабанит.) — Дудочки?(Дудят.) (Дети, ответившие правильно, получают игрушки.) Оркестрполучитсябольшой.Играйте,дети,хорошо. (Э. Мошковская. Какие бывают подарки.) «ПРОФЕССИИ»Цель:Соотноситьсуществительноесглаголом. Материалы:Картинки(фотографии)сизображениямилюдейразныхпрофессий (хлебороб, пекарь, аптекарь, портной, продавец, почтальон, солдат). Взрослыйзадаетвопросы,дети отвечают. — Пашет,сеет,хлебубирает,кто?(Хлебороб.) — Актохлебнамвыпекает?(Пекарь.) — Ктолекарстваотпускает?(Аптекарь.) Ктоодеждушьетнамнастужуизной?(Портной.) — Ктоеепродает,наконец?(Продавец.) — КнамприходитсписьмомПрямовдом—ктожеон? (Почтальон.) - СлужитдорогойОтчизнеСтаршийбрат.Охраняетнашижизни,Он.(Солдат.) — Когдавыстанетевзрослыми,каждыйизвасбудетиметькакую-топрофессию.Все они очень важны, будь это профессия хлебороба, пекаря, аптекаря, портного, продавца, почтальона или строителя. Но главное, кем бы ты ни стал,— хорошо и честно трудиться. «ЧТОБЫЛОБЫ, ЕСЛИ.»Цель:Самостоятельнообразовыватьформусослагательногонаклоненияглаголов. ВзрослыйчитаетдетямсказкуК.И.Чуковского«Федориногоре».Поокончании задает вопросы: — ПочемувсевещиубежалиотФедоры? — Чтобылобы,еслибывывсеигрушкиразбросали,поломали? — Ачтобылобы,еслибывыбереглиигрушки,обращалисьснимихорошо,не разбрасывали по углам, а убирали после игры по своим местам? — Чтобылобы,еслибывыразбрасывалисвоюобувьгдепопало? — Чтобылобы,еслибывыпоставилипосудунаподоконникиподулсильныйветер? — Аеслибывыпосудупослеобедавымылииубраливбуфет? «ЛЕТЕЛИКУКУШКИ»Цель:Использоватьглаголывсвязнойречи. Изчислаиграющихвыбираюткукушек(2—3ребенка,которыестановятсявцентр круга. Остальные дети идут по кругу и приговаривают: Летели кукушки Через три избушки. Так суетились. Так торопились, Головкамивертели,Крыльямимахали-Акудалетели.Такинесказали! (Н. Колпакова.) Дети-кукушки должны выполнять движения согласно тексту. Затем ведущий предлагает спросить у кукушек, куда они так торопились. Дети-кукушки должны самипридуматьответ.(«Мылетеливдругойлес»;«Мыищемсвоихптенцов»;«Мы летели в теплые края» и т. п.) Важно, чтобы ответ был придуман самими ребятами. Диалог может быть продолжен такими вопросами: «А когда вы вернетесь?:»; «Почемувыулетаететакдалеко?»Ит.п.Такимобразомсоздаютсяусловиядля импровизированного диалога. «ГУСИ»Цель: Использовать в речи однокоренные слова. Материалы:Игрушкииликартинки:гусь,гусыня,гусята. Взрослыйрассматриваетсдетьмиигрушки(картинки):«Это.гусь.Онкрылатый, горластый, у него красивые ласты. Ноги, как ласты. Аэто—мама.гусыня.Угусяигусыни—дети-гусятки.Гусята.Одингусенок,много — гусят. Тот,ктосгусятамиблизкознаком.Знает:гусятагуляютгуськом.Тотже,ктоблизко знаком с гусаком, К ним ни за что не пойдет босиком. (В.Берестов. Гуси.)Покажите,какгусятагуляютгуськом.Шеивытянули,лапами-ластамишлепают, переваливаются. Идут гусята гуськом за мамой-гусыней и папой-гусаком». «ВОТКОГДАЯВЗРОСЛЫМСТАНУ»Цель:Развиватьчувствоюмора,речь. ДетямчитаютстихотворениеВ.Приходько«Воткогдаявзрослымстану», выразительно, стараясь, чтобы они поняли юмор этого стихотворения. ВоткогдаявзрослымстануИкупатьсязахочу,Влезусамвбольшуюванну,Оба крана откручу. Сам потру живот и спинку И веснушки на носу. Заверну себя в простынку И в кроватку отнесу! Затемимпредлагаютпофантазировать—рассказать,чтобудутделатьони,когда станут взрослыми. «ПЕТУШКИ»Цель:Соотноситьпосмыслуглаголсдействием,котороеонобозначает Взрослыйчитаетстихотворение,адетиизображаютпетушков,окоторыхвнем говорится. Петушкираспетушились.Ноподратьсянерешились.Еслиоченьпетушиться.Можно перышек лишиться. Если перышек лишиться. Нечем будет петушиться. (В. Берестов. Петушки.) «СОВКА-СПЛЮШКА»Цель:Знакомитьсясоднокореннымисловами(сплюшка,сплю,спишь). ДетямчитаютстихотворениеВ.Приходько«Совка-сплюшка»ипредлагаютизобразить совку-сплюшку. Вывидалисовку-сплюшку.Умолкалаи— сначала: Вечносоннуюстарушку,«Сплю-сплю-сплю!» Совку-сплюшку, Я уселся у осины, Сплюшку-совку—Долгослушалкриксовиный: Иболтушкуиплутовку?«Сплю-сплю-сплю». Мневлесуонакричала:Яобманщицнелюблю!«Сплю-сплю-сплю!» Если ты и вправду спишь, Почемужеты кричишь?
«РАЗНОЦВЕТНЫЙСУНДУЧОК»Цель: учим ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде. Материалы:сундучок,предметныекартинки:яйцо,печенье,варенье,яблоко, полотенцеидругиепредметы,обозначенныесуществительнымисреднегоиженского рода, по числу детей. Поставимнастолсундучокскартинками.Предложимдетямвыниматькартинкипо одной, будем задавать при этом вопросы: «Какое яичко? Какая матрешка?» И т. п. Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку правильно определить род последнего. Втомслучае,еслинакартинкахбудутизображены2—3предмета,играприобретет новый смысл: ребенок сможет поупражняться в образовании форм именительного падежа множественного числа существительных. «КТОБОЛЬШЕСКАЖЕТОПРОФЕССИИ»Цель:Соотноситьдействиялюдейсихпрофессией,образовыватьсоответствующие глаголы (строитель — строит, учитель — учит и т. д.). Взрослыйуточняетпониманиедетьмислов«профессия»,«действие». — Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я рассказываю вам,каксебявести,играюсвами,рисую,читаю,пою,гуляю,укладываювасспать.А каквыдумаете, какаяпрофессияуИриныВладимировны,котораянамготовит обед? Правильно, она повар. А какие вы еще знаете профессии? Каждый взрослый человек имеет свою профессию. Он работает и выполняет какие-то действия. Что же, например, делает повар? — Поварварит,печет,жарит,чиститовощиидр. — Ачтоделаетврач? — Врачосматриваетбольных,выслушивает,лечит,даетлекарство,делаетуколы, операции. — Ачтоделаетпортной? — Портнойкроит,наметывает,порет,гладит,примеряет,шьет. (строителя,учителя,сторожа,пастуха,сапожника,адетин 31 октября 2024 в 12:35
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.