Тарасова Татьяна Германовна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №1 г.Выборга»
Картотека социально–ориентированных игр у дошкольниковКартотека социально–ориентированных игр у дошкольников Если«да»—похлопай,если«нет»— потопай Цель:развитиекоммуникативныхнавыковдетей,развитиеслуховоговнимания. Возраст: 3-4 года. Количествоиграющих:2илиболеечеловек. Описаниеигры:взрослыйназываетпредложения,адетидолжныоценитьихи показатьсвоеотношение,похлопаввладоши,еслионисогласны,илипотопав ногами, если утверждение неверно. «Романавестилбабушкуитакобрадовался,чтообиделсяна нее». «СашаотнялигрушкууПетиипобилего,Петяпоссорилсясним». «ЛенеоченьнравилсяСережа,поэтомуонаегопобила».
Интервью Цель:развитиекоммуникативныхнавыков,активногословаря,умениявступатьв диалог. Возраст:4-5лет. Количествоиграющих:3иболеечеловек. Необходимые приспособления: стул. Описаниеигры: дети выбираютведущего, азатем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказатьотом,гдеикемонработает,естьлиунегодети,какиеимеетувлеченияи т. д. Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе вопросов. В этомслучаевзрослыйрольведущегоберетнасебя,предлагаядетямобразецдиалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым». Эта игра помогает познакомиться с детьми, которые только что пришли в группу, а также вовлечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы,правиломожнонемногоизменить:ребенок,поймавшиймяч,называетимя предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч.
На мостике Цель:развитиекоммуникативныхнавыков,моторнойловкости. Возраст: 5-6 лет. Количествоиграющих:2 команды. Описаниеигры:взрослыйпредлагаетдетямпройтипомостикучерезпропасть.Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30-40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и выбывает из игры. Вместеснимвыбываетивторойигрок(потомучто,когдаоносталсяодин,мостик перевернулся). Пока два ребенка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют». Комментарий:приступивкигре,детидолжныдоговоритьсяотемпедвижения, следить за синхронностью, а при встрече на середине мостика — аккуратно поменяться местами и дойти до конца.
Охотанатигров(авторы—Е.Карпова.Е.Лютова) Цель: развитие коммуникативных навыков. Возраст:4-5лет. Количествоиграющих:неменее4человек. Необходимыеприспособления:маленькаяигрушка(тигр). Описание игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене и громко считаетдо10.Покаводящийсчитает,детипередаютдругдругуигрушку.Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тиграладошкамиивытягиваетвпередруки.Остальныедетиделаютточнотакже. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка. Комментарий:трудностимогутвозникнутьвовремяигрыуаутичныхдетей,потому им можно разрешить сначала присмотреться к тому, как играют другие дети. Можнопотренироватьдетейвумениисдерживатьэмоции,непроявлятьихвнешне. Это достаточно трудно для детей-дошкольников. Но в игровой форме этому можно научить (игры, подобные «Море волнуется.», «Царевна-Несмеяна»).
Сиамскиеблизнецы(автор—К.Фопель) Цель:развитиекоммуникативныхнавыков,умениясогласовыватьсвоидействия,развитие графических навыков. Возраст:6-7лет. Количествоиграющих:кратноедвум. Необходимыеприспособления:перевязочныйбинт,большойлистбумаги,восковые мелки. Описаниеигры: дети разбиваются напары, садятся за стол оченьблизко друг кдругу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя до кисти. Каждомуврукудаютмелок.Мелкидолжныбытьразногоцвета.Доначаларисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование — 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда«зрячий»игрокдолженруководитьдвижениями«незрячего».Комментарий:на первых этапах игры временные ограничения можно снять, чтобы игроки могли получить опыт взаимодействия в паре без посторонних помех. В процессе игры взрослый может сопровождать действия участников комментариями по поводу необходимостидоговоравпаредлядостижениялучшегорезультата.Послеигрыс детьми проводится беседа об их ощущениях,возникшихвпроцессерисования,былолиимкомфортно,чтоим мешало, а что помогало
Давай поговорим (автор — Е. Лютова) Цель:развитиекоммуникативныхнавыков. Возраст: любой. Количествоиграющих:2илибольшечеловек. Описание игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать. (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа.Вконцеможноспросить,кембыхотелстатьребенок,нонельзядаватьоценок егожеланиюинельзянастаиватьнаответе,еслионнехочетпокаким-либопричинам признаться. Комментарий:этаиграполезнадлязамкнутыхизастенчивых,таккаквигровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт. Наначальныхэтапахдетимогутотказыватьсязадаватьвопросыиливступатьвигру. Тогда инициативу на себя должен взять взрослый. Важныймомент!Вигревзрослыйдолженнаходитьсянаодномуровнесребенком,а в случае трудностей — ниже него.
Клубочек Цель:развитиекоммуникативныхнавыков. Возраст:от4лет.Кол-воиграющих:группадетей. Необходимые приспособления: клубок ниток. Описаниеигры:детисадятсявполукруг.Взрослыйстановитсявцентреи,намотавна палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребенок ловит клубочек,наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему. Комментарий:этаиграпомогаетдетямувидетьобщиесвязимеждуними,авзрослому помогает определить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников. Ведущимможетбытьвыбраниребенок. Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их вниманиенатом,чтовселюдичем-топохожииэтосходствонайтидостаточнолегко. И всегда веселее, когда есть друзья.
Зеркала Цель:развитиенаблюдательностиикоммуникативныхнавыков. Возраст: 4-5 лет. Количествоиграющих:группадетей. Описаниеигры:выбираетсяведущий.Онстановитсявцентре,детиобступаютего полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбывает. Победивший ребенок становится ведущим. Комментарий:необходимонапомнитьдетям,чтоони—«зеркало»ведущего,т.е. должны выполнять движения той же рукой (ногой, что и он.
Поварята(автор—Н. Кряжева) Цель:развитиекоммуникативныхнавыков,чувствапринадлежностикгруппе. Возраст: старше 4 лет. Количествоиграющих:группадетей. Описаниеигры:вседетивстаютвкруг—это«кастрюля»или«миска».Затемдети договариваются, что они будут «готовить» — суп, компот, салат и т. д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий — взрослый, он выкрикивает названия ингредиентов. Названный впрыгиваетвкруг,следующийкомпонентберетзарукуегоит.д.Когдавседети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда». Комментарий:хорошо,есливедущийбудетвыполнятькакие-либодействияс «продуктами»:резать,крошить,солить,поливатьит.д.Можноимитировать закипание, перемешивание. Этаиграпомогаетснятьмышечныезажимы,скованностьчерезлегкий имитационный массаж.
Газета(автор—Н. Кряжева) Цель:развитиекоммуникативныхнавыков,преодолениетактильныхбарьеров. Возраст: 4-5 лет. Количествоиграющих:четверо,иликратноечетырем. Необходимыеприспособления:газета. Описание игры: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газетускладываютдотехпор,покакто-тоизучастниковнесможетвстатьнагазету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максимально сократится. Комментарий: эта игра помогает детям преодолеть робость перед телесным контактом,снимает«мышечныйпанцирь»,делаетихболееоткрытыми.Особенноэто важно для замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какие-то травмы. Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами,нагазетуонидолжныстатьпослеопределенногосигнала,амеждунимиони могутсвободнодвигатьсяпокомнате.Послетогокакдетистанутнагазету,взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возможность почувствовать поддержку соседа.
Живаякартина (авторы—Ю.Шевченко,М.Шевченко) Цель:развитиевыразительностидвижений,произвольности,коммуникативных навыков. Возраст:5-6лет. Количествоиграющих:любое. Описаниеигры:детисоздаютсюжетнуюсценкуизамирают.Изменитьпозуони могут лишь после того, как водящий угадает название «картины». Комментарий:несмотрянато,чтоосновнаяцельигры—создание«живойкартины», акцент в ней делается на развитие умения договариваться, находить общий язык. Эта игра будет особенно полезна детям, испытывающим трудности в общении (конфликтным,агрессивным,застенчивым,замкнутым).Взросломулучшезанимать позицию наблюдателя. Его вмешательство требуется только в случае ссоры детей.
Ладоньвладонь (авторы—Н.Клюева.Ю.Касаткина) Цель:развитиекоммуникативныхнавыков,получениеопытавзаимодействиявпарах, преодоление боязни тактильного контакта. Возраст:любой. Количество играющих: 2 или больше человек. Необходимыеприспособления:стол,стульяит.д. Описаниеигры:дети становятся попарно,прижимаяправуюладоньклевойладонии левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигатьсяпокомнате,обходяразличныепрепятствия:стол,стулья,кровать,гору (в виде кучи подушек, реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д. Развитиеэмоцийичувствудетейдошкольного возраста Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игруможно,еслидатьзаданиепередвигатьсяпрыжками,бегом,накорточкахит.д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя. Играбудетполезнадетям,испытывающимтрудностивпроцессеобщения.
Сотворение чуда Цель:развитиекоммуникативныхнавыков,эмпатийныхспособностей. Возраст: 5-6 лет. Количествоиграющих:любоечетное. Необходимыеприспособления:«волшебныепалочки»—карандаши,веточкиили любой другой предмет. Описание игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?» Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное,попрыгайнаскакалке)»илипредлагаетчто-нибудьхорошеесделатьпозже (оговаривается время и место). Комментарий:эгоцентризм—однаизхарактерологическихособенностейдетей-дошкольников. Им несвойственно сильно переживать по поводу чувств другого. Поэтому развитие эмпатии и децентрации, умения понять чувства другого, посочувствовать ему — одна из основных задач в воспитании дошкольников.
Войдивкруг—выйдиизкруга(автор—К.Фопель) Цель:развитиеэмпатии,отработкаспособовповеденияводиночестве, совершенствование навыков межличностной коммуникации. Возраст:6-7лет. Количествоиграющих:небольше10 человек. Описание игры: дети выбирают водящего и становятся в круг, очень тесно прижимаясь друг к другу (ногами, туловищами, плечами) и обхватывая друг друга за талию. Водящий остается за кругом. Он всеми силами пытается пробраться в круг — уговаривает,толкается,стараетсяразорватьцепь.Есливодящемуудаетсяпробитьсяв центр круга, все его поздравляют, а пропустивший становится водящим. Комментарий:взрослыйследит,чтобыдетинепроявлялиагрессию,помогает водящему, если ему приходится совсем туго. В такой игре ребенок получает бесценный опыт общения с разными людьми, когда нужно в одной ситуации проявитьуступчивость,попытатьсяуговоритьчеловека,авдругой,наоборот, проявить твердость и настоять на своем.
Зоопарк (автор—Н.Кряжева) Цель:развитиекоммуникативныхспособностей,умениераспознаватьязыкмимикии жестов, снятие телесных зажимов. Возраст:5-6лет. Количествоиграющих:двекоманды. Описание игры: интереснее играть командами. Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда — зрители — они гуляютпо«зверинцу»,«фотографируют»животных,хвалятихиугадываютназвание. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ролями. Комментарий:нужностимулироватьдетейктому,чтобыонипередавалиповадки тогоилииногоживотного, атакжепосвоемужеланиюнаделяли егокакими-либо чертами характера.
Старенькаябабушка (автор—Н.Кряжева) Цель:развитиекоммуникативныхнавыков,доверия,эмпатии,развитиемоторной ловкости. Возраст:5-6лет. Количествоиграющих:8-10человек. Необходимыеприспособления:платкидлязавязыванияглаз.Описание игры: дети разбиваются на две команды — бабушки (дедушки) и внуки (внучки).«Старичкам»завязываютглаза—ониоченьстаренькие,поэтомуничегоне видятинеслышатиихнадонепременноотвестикврачу.Идтипридетсячерезулицу с сильным движением. Проводить бабушек и дедушек должны их внуки (внучки) постаравшись, чтобы их не сбила машина. Затеммеломрисуютулицу,анесколькодетейстановятся«машинами»,бегаяпо «улице» туда-сюда. Задача внуков — не только перевести «старичков» через дорогу, ноипоказатьдоктору(егорольиграеткто-тоиздетей,икупитьлекарствоваптеке,а затем привести домой. Комментарий: перед началом игры можно побеседовать с детьми о необходимости оказанияпомощипожилымлюдям,бабушкамидедушкам.Нужнопотренироватьсяв принятии характерной позы. Впроцессеигрывзрослыйрегулируетвзаимоотношениямеждуиграющими. «Бабушки(дедушки)»должныдоверитьсявнукам,«машины»должнысоблюдать правила
Найдиотличие(авторы—Е.Лютова,Г.Монина) Цель:развитиекоммуникативныхнавыков. Возраст: 3-4 года. Количествоиграющих:взрослыйиребенок(группадетей). Необходимые приспособления: лист бумаги, карандаши). Описание игры: ребенок рисует все, что ему захочется, затем передает листок взрослому.Взрослыйдобавляетоднуилинесколькодеталейивозвращаетрисунок ребенку,которыйдолженнайтиизменения.Затемвзрослыйрисует,аребеноквносит изменения — они меняются ролями. Комментарий: если в игре принимают участие несколько детей, их можно расположитьпокругуипредложитьменятьсярисунками,пустивихпокругу,пока листок не вернется к хозяину. Взависимостиотособенностейдетейиграможетпроходитькаквбыстром,такив медленном темпе. После завершения игры рисунки раскладываются на столе или на полу. Взрослый предлагаетпоговоритьоних.Важноспроситьребенка,нравитсялиемурисунок,что именно нравится (или не нравится, что бы он хотел убрать (добавить) и т. д.
Дотронься.. Цель:развитиенавыковобщения,уменияпросить,снятиетелесныхзажимов. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: 6-8 человек. Необходимыеприспособления:игрушки. Описаниеигры:детистановятсявкруг,вцентрскладываютигрушки.Ведущий произносит:«Дотроньсядо.(глаза,колеса,правойноги,хвостаит.д.)».Ктоне нашел необходимого предмета, водит. Комментарий: игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиватьсяконфликты.Новдальнейшем,присистематическомпроведениибеседи обсуждениипроблемныхситуацийснравственнымсодержаниемсвключениемэтой и подобных игр, дети научатся делиться, находить общий язык
Ау!(авторы—О.Хухлаев.О.Хухлаева) Цель:развитиеинтересаксверстникам,слуховоговосприятия. Возраст: 3-4 года. Количествоиграющих:5-6человек. Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-тоиздетейкричитему:«Ау!»—и«потерявшийся»долженугадать,ктоего звал. Комментарий:игракосвенностимулируетинтересдетейдругкдругучерезигровое правило.Этуигрухорошоиспользоватьвпроцессезнакомствадетейдругсдругом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.
Тропинка Цель:развитиеумениядействоватьсообща,вкоманде. Возраст: 6-7 лет. Количествоиграющих:четное. Необходимыеприспособления:аудиозаписьсрусскойнароднойпесней«Кума». Описаниеигры:детиделятсянадвекоманды,числоигроковвкоторыхравно.Дети каждой команды берутся за руки, образуя круги, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкает, они останавливаются и выполняют задания, которые дает ведущий: «Тропинка!»—детикладутрукинаплечивпереди-стоящему,приседаюти наклоняют головы вниз; «Копна!»—детисоединяютрукивцентресвоегокруга; «Кочки!»—всеприседают,обхвативрукамиголову. Ведущийдаеткомандывлюбомпорядке,какемузахочется.Команда,всеигроки которой первыми справились с заданием, получает очко. Выигрывает команда, у которой наберется наибольшее количество очков. Комментарий: игра направлена на развитие у детей способности действовать совместнодругсдругом,умениядобиватьсярезультата,согласовываясвоидействия в соответствии с правилами. Она будет полезна как конфликтным детям, так и замкнутым.
Небоскреб(автор—К.Фопель) Цель:развитиеумениядоговариваться,работатьвкоманде. Возраст: 6-7 лет. Количествоиграющих:5-6человек. Необходимыеприспособления:складнойметр;2-3деревянныхкубика(можно разного размера) на каждого ребенка. Описание игры: дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могутобсуждать,кудалучшеположитькубик,чтобынебоскребнеупал.Еслиупадет хоть один кубик, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки. Комментарий:взрослыйвданнойигрезанимаетместостороннегонаблюдателя.Он может вмешаться в ход игры только в случае возникновения неконструктивного конфликта.Детидолжнысамостоятельнопопытатьсянайтиобщийязык,преследуя игровую цель: построить как можно более высокую башню, более или менее устойчивую. В конце игры взрослый может провести аналогию между башней и командной работой,поясняядетям,чтодружбаиумениеприходитькединомурешению—этота основа, которая может удерживать башню от падения, а группу — от развала. 31 октября 2024 в 12:39
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.