Тарасова Татьяна Германовна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №1 г.Выборга»

Картотека социально–ориентированных игр у дошкольников

                                             Картотека социально–ориентированных игр у дошкольников

Если«да»—похлопай,если«нет»— потопай

Цель:развитиекоммуникативныхнавыковдетей,развитиеслуховоговнимания. Возраст: 3-4 года.

Количествоиграющих:2илиболеечеловек.

Описаниеигры:взрослыйназываетпредложения,адетидолжныоценитьихи показатьсвоеотношение,похлопаввладоши,еслионисогласны,илипотопав ногами, если утверждение неверно.

«Романавестилбабушкуитакобрадовался,чтообиделсяна нее».

«СашаотнялигрушкууПетиипобилего,Петяпоссорилсясним».

«ЛенеоченьнравилсяСережа,поэтомуонаегопобила».

 

Интервью

Цель:развитиекоммуникативныхнавыков,активногословаря,умениявступатьв диалог.

Возраст:4-5лет.

Количествоиграющих:3иболеечеловек. Необходимые приспособления: стул.

Описаниеигры: дети выбираютведущего, азатем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказатьотом,гдеикемонработает,естьлиунегодети,какиеимеетувлеченияи т. д.

Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе вопросов. В этомслучаевзрослыйрольведущегоберетнасебя,предлагаядетямобразецдиалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».

Эта игра помогает познакомиться с детьми, которые только что пришли в группу, а также вовлечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы,правиломожнонемногоизменить:ребенок,поймавшиймяч,называетимя предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч.

 

На мостике

Цель:развитиекоммуникативныхнавыков,моторнойловкости. Возраст: 5-6 лет.

Количествоиграющих:2 команды.

Описаниеигры:взрослыйпредлагаетдетямпройтипомостикучерезпропасть.Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30-40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и выбывает из игры.

Вместеснимвыбываетивторойигрок(потомучто,когдаоносталсяодин,мостик перевернулся). Пока два ребенка идут по «мостику», остальные за них активно

«болеют».

Комментарий:приступивкигре,детидолжныдоговоритьсяотемпедвижения, следить за синхронностью, а при встрече на середине мостика — аккуратно поменяться местами и дойти до конца.

 

Охотанатигров(авторы—Е.Карпова.Е.Лютова)

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст:4-5лет.

Количествоиграющих:неменее4человек.

Необходимыеприспособления:маленькаяигрушка(тигр).

Описание игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене и громко считаетдо10.Покаводящийсчитает,детипередаютдругдругуигрушку.Когда

ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тиграладошкамиивытягиваетвпередруки.Остальныедетиделаютточнотакже. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.

Комментарий:трудностимогутвозникнутьвовремяигрыуаутичныхдетей,потому им можно разрешить сначала присмотреться к тому, как играют другие дети.

Можнопотренироватьдетейвумениисдерживатьэмоции,непроявлятьихвнешне. Это достаточно трудно для детей-дошкольников. Но в игровой форме этому можно научить (игры, подобные «Море волнуется.», «Царевна-Несмеяна»).

 

Сиамскиеблизнецы(автор—К.Фопель)

Цель:развитиекоммуникативныхнавыков,умениясогласовыватьсвоидействия,развитие графических навыков.

Возраст:6-7лет.

Количествоиграющих:кратноедвум.

Необходимыеприспособления:перевязочныйбинт,большойлистбумаги,восковые мелки.

Описаниеигры: дети разбиваются напары, садятся за стол оченьблизко друг кдругу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя до кисти. Каждомуврукудаютмелок.Мелкидолжныбытьразногоцвета.Доначаларисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование

— 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда«зрячий»игрокдолженруководитьдвижениями«незрячего».Комментарий:на первых этапах игры временные ограничения можно снять, чтобы игроки могли получить опыт взаимодействия в паре без посторонних помех. В процессе игры

взрослый может сопровождать действия участников комментариями по поводу необходимостидоговоравпаредлядостижениялучшегорезультата.Послеигрыс детьми проводится беседа об их

ощущениях,возникшихвпроцессерисования,былолиимкомфортно,чтоим мешало, а что помогало

 

Давай поговорим (автор — Е. Лютова) Цель:развитиекоммуникативныхнавыков. Возраст: любой.

Количествоиграющих:2илибольшечеловек.

Описание игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать. (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа.Вконцеможноспросить,кембыхотелстатьребенок,нонельзядаватьоценок егожеланиюинельзянастаиватьнаответе,еслионнехочетпокаким-либопричинам признаться.

Комментарий:этаиграполезнадлязамкнутыхизастенчивых,таккаквигровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт.

Наначальныхэтапахдетимогутотказыватьсязадаватьвопросыиливступатьвигру. Тогда инициативу на себя должен взять взрослый.

Важныймомент!Вигревзрослыйдолженнаходитьсянаодномуровнесребенком,а в случае трудностей — ниже него.

 

 Клубочек

Цель:развитиекоммуникативныхнавыков.

Возраст:от4лет.Кол-воиграющих:группадетей. Необходимые приспособления: клубок ниток.

Описаниеигры:детисадятсявполукруг.Взрослыйстановитсявцентреи,намотавна палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребенок ловит клубочек,наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.

Комментарий:этаиграпомогаетдетямувидетьобщиесвязимеждуними,авзрослому помогает определить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников.

Ведущимможетбытьвыбраниребенок.

Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их вниманиенатом,чтовселюдичем-топохожииэтосходствонайтидостаточнолегко. И всегда веселее, когда есть друзья.

 

Зеркала

Цель:развитиенаблюдательностиикоммуникативныхнавыков. Возраст: 4-5 лет.

Количествоиграющих:группадетей.

Описаниеигры:выбираетсяведущий.Онстановитсявцентре,детиобступаютего полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбывает. Победивший ребенок становится ведущим.

Комментарий:необходимонапомнитьдетям,чтоони—«зеркало»ведущего,т.е. должны выполнять движения той же рукой (ногой, что и он.

 

Поварята(автор—Н. Кряжева)

Цель:развитиекоммуникативныхнавыков,чувствапринадлежностикгруппе. Возраст: старше 4 лет.

Количествоиграющих:группадетей.

Описаниеигры:вседетивстаютвкруг—это«кастрюля»или«миска».Затемдети договариваются, что они будут «готовить» — суп, компот, салат и т. д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще.

Ведущий — взрослый, он выкрикивает названия ингредиентов. Названный впрыгиваетвкруг,следующийкомпонентберетзарукуегоит.д.Когдавседети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».

Комментарий:хорошо,есливедущийбудетвыполнятькакие-либодействияс

«продуктами»:резать,крошить,солить,поливатьит.д.Можноимитировать закипание, перемешивание.

Этаиграпомогаетснятьмышечныезажимы,скованностьчерезлегкий имитационный массаж.

 

Газета(автор—Н. Кряжева)

Цель:развитиекоммуникативныхнавыков,преодолениетактильныхбарьеров. Возраст: 4-5 лет.

Количествоиграющих:четверо,иликратноечетырем.

Необходимыеприспособления:газета.

Описание игры: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газетускладываютдотехпор,покакто-тоизучастниковнесможетвстатьнагазету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максимально сократится.

Комментарий: эта игра помогает детям преодолеть робость перед телесным контактом,снимает«мышечныйпанцирь»,делаетихболееоткрытыми.Особенноэто важно для замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какие-то травмы.

Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами,нагазетуонидолжныстатьпослеопределенногосигнала,амеждунимиони могутсвободнодвигатьсяпокомнате.Послетогокакдетистанутнагазету,взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возможность почувствовать поддержку соседа.

 

Живаякартина (авторы—Ю.Шевченко,М.Шевченко)

Цель:развитиевыразительностидвижений,произвольности,коммуникативных навыков.

Возраст:5-6лет.

Количествоиграющих:любое.

Описаниеигры:детисоздаютсюжетнуюсценкуизамирают.Изменитьпозуони могут лишь после того, как водящий угадает название «картины».

Комментарий:несмотрянато,чтоосновнаяцельигры—создание«живойкартины», акцент в ней делается на развитие умения договариваться, находить общий язык. Эта

игра будет особенно полезна детям, испытывающим трудности в общении (конфликтным,агрессивным,застенчивым,замкнутым).Взросломулучшезанимать позицию наблюдателя. Его вмешательство требуется только в случае ссоры детей.

 

Ладоньвладонь (авторы—Н.Клюева.Ю.Касаткина)

Цель:развитиекоммуникативныхнавыков,получениеопытавзаимодействиявпарах, преодоление боязни тактильного контакта.

Возраст:любой.

Количество играющих: 2 или больше человек. Необходимыеприспособления:стол,стульяит.д.

Описаниеигры:дети становятся попарно,прижимаяправуюладоньклевойладонии левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигатьсяпокомнате,обходяразличныепрепятствия:стол,стулья,кровать,гору (в виде кучи подушек, реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

Развитиеэмоцийичувствудетейдошкольного возраста

Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игруможно,еслидатьзаданиепередвигатьсяпрыжками,бегом,накорточкахит.д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.

Играбудетполезнадетям,испытывающимтрудностивпроцессеобщения.

 

Сотворение чуда

Цель:развитиекоммуникативныхнавыков,эмпатийныхспособностей. Возраст: 5-6 лет.

Количествоиграющих:любоечетное.

Необходимыеприспособления:«волшебныепалочки»—карандаши,веточкиили любой другой предмет.

Описание игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?» Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное,попрыгайнаскакалке)»илипредлагаетчто-нибудьхорошеесделатьпозже (оговаривается время и место).

Комментарий:эгоцентризм—однаизхарактерологическихособенностейдетей-дошкольников. Им несвойственно сильно переживать по поводу чувств другого. Поэтому развитие эмпатии и децентрации, умения понять чувства другого, посочувствовать ему — одна из основных задач в воспитании дошкольников.

 

Войдивкруг—выйдиизкруга(автор—К.Фопель)

Цель:развитиеэмпатии,отработкаспособовповеденияводиночестве, совершенствование навыков межличностной коммуникации.

Возраст:6-7лет.

Количествоиграющих:небольше10 человек.

Описание игры: дети выбирают водящего и становятся в круг, очень тесно прижимаясь друг к другу (ногами, туловищами, плечами) и обхватывая друг друга за талию. Водящий остается за кругом. Он всеми силами пытается пробраться в круг — уговаривает,толкается,стараетсяразорватьцепь.Есливодящемуудаетсяпробитьсяв центр круга, все его поздравляют, а пропустивший становится водящим.

Комментарий:взрослыйследит,чтобыдетинепроявлялиагрессию,помогает водящему, если ему приходится совсем туго. В такой игре ребенок получает

бесценный опыт общения с разными людьми, когда нужно в одной ситуации проявитьуступчивость,попытатьсяуговоритьчеловека,авдругой,наоборот, проявить твердость и настоять на своем.

 

Зоопарк (автор—Н.Кряжева)

Цель:развитиекоммуникативныхспособностей,умениераспознаватьязыкмимикии жестов, снятие телесных зажимов.

Возраст:5-6лет.

Количествоиграющих:двекоманды.

Описание игры: интереснее играть командами. Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда — зрители — они гуляютпо«зверинцу»,«фотографируют»животных,хвалятихиугадываютназвание. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ролями.

Комментарий:нужностимулироватьдетейктому,чтобыонипередавалиповадки тогоилииногоживотного, атакжепосвоемужеланиюнаделяли егокакими-либо чертами характера.

 

Старенькаябабушка (автор—Н.Кряжева)

Цель:развитиекоммуникативныхнавыков,доверия,эмпатии,развитиемоторной ловкости.

Возраст:5-6лет.

Количествоиграющих:8-10человек.

Необходимыеприспособления:платкидлязавязыванияглаз.Описание игры: дети разбиваются на две команды — бабушки (дедушки) и внуки (внучки).«Старичкам»завязываютглаза—ониоченьстаренькие,поэтомуничегоне видятинеслышатиихнадонепременноотвестикврачу.Идтипридетсячерезулицу с сильным движением. Проводить бабушек и дедушек должны их внуки (внучки) постаравшись, чтобы их не сбила машина.

Затеммеломрисуютулицу,анесколькодетейстановятся«машинами»,бегаяпо

«улице» туда-сюда. Задача внуков — не только перевести «старичков» через дорогу, ноипоказатьдоктору(егорольиграеткто-тоиздетей,икупитьлекарствоваптеке,а затем привести домой.

Комментарий: перед началом игры можно побеседовать с детьми о необходимости оказанияпомощипожилымлюдям,бабушкамидедушкам.Нужнопотренироватьсяв принятии характерной позы.

Впроцессеигрывзрослыйрегулируетвзаимоотношениямеждуиграющими.

«Бабушки(дедушки)»должныдоверитьсявнукам,«машины»должнысоблюдать правила

 

Найдиотличие(авторы—Е.Лютова,Г.Монина)

Цель:развитиекоммуникативныхнавыков. Возраст: 3-4 года.

Количествоиграющих:взрослыйиребенок(группадетей). Необходимые приспособления: лист бумаги, карандаши).

Описание игры: ребенок рисует все, что ему захочется, затем передает листок взрослому.Взрослыйдобавляетоднуилинесколькодеталейивозвращаетрисунок

ребенку,которыйдолженнайтиизменения.Затемвзрослыйрисует,аребеноквносит изменения — они меняются ролями.

Комментарий: если в игре принимают участие несколько детей, их можно расположитьпокругуипредложитьменятьсярисунками,пустивихпокругу,пока листок не вернется к хозяину.

Взависимостиотособенностейдетейиграможетпроходитькаквбыстром,такив медленном темпе.

После завершения игры рисунки раскладываются на столе или на полу. Взрослый предлагаетпоговоритьоних.Важноспроситьребенка,нравитсялиемурисунок,что именно нравится (или не нравится, что бы он хотел убрать (добавить) и т. д.

 

Дотронься..

Цель:развитиенавыковобщения,уменияпросить,снятиетелесныхзажимов. Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: 6-8 человек. Необходимыеприспособления:игрушки.

Описаниеигры:детистановятсявкруг,вцентрскладываютигрушки.Ведущий произносит:«Дотроньсядо.(глаза,колеса,правойноги,хвостаит.д.)».Ктоне нашел необходимого предмета, водит.

Комментарий: игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиватьсяконфликты.Новдальнейшем,присистематическомпроведениибеседи обсуждениипроблемныхситуацийснравственнымсодержаниемсвключениемэтой и подобных игр, дети научатся делиться, находить общий язык

 

Ау!(авторы—О.Хухлаев.О.Хухлаева)

Цель:развитиеинтересаксверстникам,слуховоговосприятия. Возраст: 3-4 года.

Количествоиграющих:5-6человек.

Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-тоиздетейкричитему:«Ау!»—и«потерявшийся»долженугадать,ктоего звал.

Комментарий:игракосвенностимулируетинтересдетейдругкдругучерезигровое правило.Этуигрухорошоиспользоватьвпроцессезнакомствадетейдругсдругом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

 

Тропинка

Цель:развитиеумениядействоватьсообща,вкоманде. Возраст: 6-7 лет.

Количествоиграющих:четное.

Необходимыеприспособления:аудиозаписьсрусскойнароднойпесней«Кума».

Описаниеигры:детиделятсянадвекоманды,числоигроковвкоторыхравно.Дети каждой команды берутся за руки, образуя круги, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкает, они останавливаются и выполняют задания, которые дает ведущий:

«Тропинка!»—детикладутрукинаплечивпереди-стоящему,приседаюти наклоняют головы вниз;

«Копна!»—детисоединяютрукивцентресвоегокруга;

«Кочки!»—всеприседают,обхвативрукамиголову.

Ведущийдаеткомандывлюбомпорядке,какемузахочется.Команда,всеигроки которой первыми справились с заданием, получает очко. Выигрывает команда, у которой наберется наибольшее количество очков.

Комментарий: игра направлена на развитие у детей способности действовать совместнодругсдругом,умениядобиватьсярезультата,согласовываясвоидействия в соответствии с правилами. Она будет полезна как конфликтным детям, так и замкнутым.

 

Небоскреб(автор—К.Фопель)

Цель:развитиеумениядоговариваться,работатьвкоманде. Возраст: 6-7 лет.

Количествоиграющих:5-6человек.

Необходимыеприспособления:складнойметр;2-3деревянныхкубика(можно разного размера) на каждого ребенка.

Описание игры: дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могутобсуждать,кудалучшеположитькубик,чтобынебоскребнеупал.Еслиупадет хоть один кубик, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.

Комментарий:взрослыйвданнойигрезанимаетместостороннегонаблюдателя.Он может вмешаться в ход игры только в случае возникновения неконструктивного конфликта.Детидолжнысамостоятельнопопытатьсянайтиобщийязык,преследуя игровую цель: построить как можно более высокую башню, более или менее устойчивую.

В конце игры взрослый может провести аналогию между башней и командной работой,поясняядетям,чтодружбаиумениеприходитькединомурешению—этота основа, которая может удерживать башню от падения, а группу — от развала.

31 октября 2024 в 12:39

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.