Тарасова Татьяна Германовна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №1 г.Выборга»

Картотека утреннего и вечернего круга

Картотека утреннего и вечернего круга.

 

Картотекаигры- приветствие

 

№1 Дружные ребята Внашейгруппеяркое Солнышко сияет!

(Идёмпокругу,держасьзаруки)

Здесьребятадружные, Это каждый знает!

(Здороваемсязарукуссоседомстоящимсправа и слева, потом обнимаемся)

№2Собралисьвседетивкруг Собрались все дети в круг (встают в круг)

Ятвойдруг(руки кгруди)

Итымой друг

(протягиваютрукидругкдругу)

Крепкозаруки возьмёмся

(берутсязаруки)

Идругдругуулыбнёмся (улыбаются)

 

№3 Улыбка

(Игратьможнопарамиилистояв круге)

Ты–мойдруг, ия–твой друг,

(Ладоньнаправляетсянадруга,потомксебе)

Какпрекрасенмирвокруг!

(Развели руки в стороны) Мы друг другу улыбнёмся, (Улыбаемся друг другу) Дружнозарукивозьмёмся! (Берёмся за руки)Поздороваемся!

Давайте,друзья,поздороваемся!

(Идёмпокругу,держасьзаруки) И скажем друг другу «Привет!» (Здороваемся за руки)

Пустьяркоесветитнамсолнышко,

(Идёмпокругу,держасьзаруки)А мы ему: «Хей! Хей!» в ответ! (Машем солнышку)

 

№4 Свет солнца Небо,небоголубое,

Солнце,солнце золотое.

(Идёмпокругу,держасьзаруки)Дайнам,солнышко, ответ,

(Рукивверх)

«Тынаслюбишьилинет?» (Руки к себе)

Даритсолнцесвета луч,

Освещаетвсё вокруг!

(Машемподнятымивверхруками) Мы берём в ладошки свет, (Ладони складываем лодочкой)Улыбаемся в ответ!

(Улыбаемсядругдругу) Ладошка к ладошке Ладошка к ладошке,

вглаза посмотри,

 

(Взялисьзаруки,смотрятдругнадруга)Что думает друг твой, узнай и пойми! (Кружатся в парах)

Печалитсяон,поддержи,пожалей! (Гладят друг друга по голове) Доволен,смеётся–итебевеселей! (Кружатся в парах)

№8 Хлопушка

Всевстаютвкруг,рукивытягиваем вперед.

Яоткрываюладонь,детикладутнамоюладошкусвоиладошкиоднанадругую (получается «горка» из наших ладошек).

Затеммыподнимаемэту«горку»вверхивсевместеделаемпокоманде «хлопушку». Я говорю: «Раз, два, три»

(наэтисловамыподнимаемрукиитянемсявверх–причемтянемсяоченьвысоко, как только можем достать, не разъединяя рук).

«Хлоп!»

Наслово«хлоп»нашаобщаяхлопушкахлопаетквсеобщейрадости–рукибыстро разводятся в стороны «фонтаном».

Еслидетеймало,тововремякругадохлопкамыприветствуемдругдруга:

«Здравствуй,Таня(Таниныладошкилегливнашу «хлопушку»,здравствуй,Сашаит. д.)

 

№9Утреннееприветствие Давайстобойобнимемся, инадземлейподнимемся, Тепло сердец соединим,

истанемсолнышкомодним!

 

№10Утреннееприветствие2

Ярадавидетьвасвсехвеселыми,вхорошем настроении.

Мнеоченьхочется.Чтобытакоенастроениеувассохранилосьдосамого вечера. Адляэтогомыдолжнычащеулыбаться,необижатьинеобижаться,недраться!Будетрадоватьдругдруга!Порадуйтесвоейулыбкойтех,кторядом!

 

№11Утреннийритуал-приветствие«Здравствуйте!»

Здравствуйте,ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!

Здравствуйте,ножки! Топ-топ-топ!

Здравствуйте,щечки! Плюх-плюх-плюх!

Пухленькиещечки?

Плюх-плюх-плюх!

Здравствуйте,глазки!Миг-миг-миг! Здравствуйте, губки!

Чмок-чмок-чмок! Здравствуйте,зубки! щелк-щелк-щелк!

Здравствуй,мойносик!Бип-бип-бип! Здравствуйте, детишки!

Раз,два,три.

Девчонкиимальчишки,здраааавствуууйтеее!

 

№12 Солнышко

Солнышко,солнышко,внебесвети!

(детитянутсярукамиверх,встаютна ноги)

Яркиелучикинам протяни.

(Вытягиваютрукивпередладошкамивверх)

Ручкимывложим

(разбиваютсянапары,протягиваютдругдругуруки)

Владошитвои.Наспокружи,оторвавотземли.(Кружатсяпарами)

Вместестобоймыпойдемналужок

(выстраиваютсявцепочку,держадругдругаза руки)

Тамвсемывстанемдружновкружок(круг)

Спеснямиводиммыхоровод.

Солнышко снами по кругу идет. (Идут по кругу) Хлопают радостно наши ладошки, (хлопают в ладоши) Быстрошагаютрезвыеножки.(Идутбыстрымшагом)

Солнышкоскрылось,ушлонапокой

(приседают,головузакрываютруками,потомрукипод щечку)

Мыженаместосядем стобой

(тихо,спокойносадятсянасвоиместа)

 

№13Давайтепорадуемся Давайте порадуемся солнцу и птицам,

(детиподнимаютрукивверх)А также порадуемся улыбчивым лицам (Улыбаются друг другу)

Ивсем,ктоживетнаэтойпланете,

(разводятруками)

«Доброеутро!»скажеммы вместе

(берутсязаруки)

«Доброеутро!» —мамеипапе

«Доброеутро!»—останетсяснами.

 

№14Утреннееприветствие В группе нашей каждый день

Делаем зарядку, Выполняемупражненья Строго по порядку:

Все присели, Дружно встали, Повертелиголовой,

Потянулись,повернулисьидругдругуулыбнулись!

 

№15Утреннее приветствие

Сдобрымутром!Сновымднём!Сновымсолнцемзаокном! Утро доброе встречай! День хороший начинай!

 

№16 Здравствуйте! Здравствуйте,здравствуйте, Здравствуйте,здравствуйте, Вот и собрался наш круг.

Здравствуйте,здравствуйте, Здравствуйте,здравствуйте, Руку дал другу друг.

Людадаларуку Леше,

АЛешадалрукуВане….

(прокаждогоребенкапокругу)Вот и собрался наш круг. (покачать руками вместе)

№17«Давайтепорадуемся»

Давайтепорадуемся солнцу и птицам,

(детиподнимаютрукивверх)А также порадуемся улыбчивым лицам (Улыбаются друг другу)

Ивсем,ктоживетнаэтойпланете,

(разводятруками)

«Доброеутро!»скажеммы вместе

(берутсязаруки)

«Доброеутро!» —мамеипапе

«Доброеутро!»—останетсяснами.

№18Утренняяречевка

Стоявкругу,протянутьрукивпередисоединитьихвцентре круга. Тихо так постоять,

Пытаясь почувствовать себя теплымисолнечнымлучиком. Все мы дружные ребята.

Мыребята-дошколята. Никого не обижаем.

Какзаботиться,мызнаем. Никого в беде не бросим. Не отнимем, а попросим. Пустьвсембудетхорошо,

Будетрадостно,светло!№19Утреннее приветствие

(Дети встают в круг)Толькосмелыйиупорный Доберется к цели бодро,А еще в дороге нужно

Знатьсекретыпрочнойдружбы!

Покаговорят,кладутрукинаплечитоварищей.

Затемсоединяютправыерукивцентрекруга,накладываяоднурукунадругую,ипроизносят девиз: «Один за всех и все за одного!»

 

№20Утреннееприветствие Дети встают в круг и

поднимаютрукивверх

(пальцысоединенывместе)

Воспитатель:-

Сдобрымутром,солнце!

Мытеберады.Мыпроснулись, за руки взялись!

(Детиопускаютруки)

Воспитатель

(поочередноглядянакаждого ребенка):

- ИМашаздесь…ИОляздесь…

Детивследповторяют:-ИМашаздесь….ИОляздесь… Воспитатель:- Все здесь!

Детивстаютнаносочки,неразъединяярук,поднимаютихвверхихором говорят:

- Всездесь!

Затем,медленноопускаяруки,садятсянакорточки.

 

№21Утреннееприветствие. Воспитатель:-Настал день.

Яулыбаюсьвам,ивыулыбнитесьдругдругуиподумайте,как

хорошо,чтомысегодняздесьвместе!Мыспокойныидобры! Приветливы и ласковы!

ЧтомыпожелаемсегодняСаше?Сереже?Варе?(имена детей)

Ачтовыхотитепожелать мне?

Вздохнитеглубокоисвыдохомзабудьтевчерашниеобиды,злость,беспокойство. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу!

 

№22Утреннееприветствие2

Ярадавидетьвасвсехвеселыми,вхорошемнастроении. Мне очень хочется.

Чтобытакоенастроениеувассохранилосьдосамоговечера.

Адляэтогомыдолжнычащеулыбаться,необижатьинеобижаться,недраться! Будет радовать друг друга! Порадуйте своей улыбкой тех, кто рядом!

№23 Приветствие Доброеутро,ребята!

Яоченьрадавидетьвас!

Сегоднянасждутувлекательныеигры,занятияимногочего интересного…

Яхочу,чтобыувасвсеполучилось,ицелыйденьбылохорошеенастроение!

 

№24Утренняяречевка

«Наша группа» Дружбакрепкаяунас, ею мы гордимся!

Вместеучимся,играем, вместе отдыхаем!

Ну, а если у кого-то приключится вдруг беда, Огорчаться нет причины, мыпоможемвсемвсегда! Если радость у кого-то, вместе радуемся мы!

Потомучтовнашейгруппевсезаботливы,дружны!

 

№25 Зайчики

Ну-ка,Зайка,поскачи, Лапкой ухо почеши.

Ты на травку упади, Полежи и отдохни. Отдохнул?Теперьвставай,


Прыгатьснованачинай, Быстро к ёлочке беги

Искорейназадскачи!

(Упражнениедляразвитияирегуляциимышечноготонуса,развитиячувстватемпаи ритма. Дети имитируют движения со словами стихотворения).

 

№26Утренняяречевка

«Дружиммы!»

Дружиммы,потомучтовеселонамдругсдругомвовсе Целый день играть!

Вместе–хотьдолуны мы построим лесенку,

Хотьнасолнцесамомбудем загорать№27Психогимнастика:

1.  Гдеузайкиушки?(намакушке)

2.  Какзайчиккрутитхвостиком?

3.  Гдеузайкиносик?

4.  Какзайчикгреет лапки?

5.  Какзайчик прыгает?

(Воспитательзадаётвопросы,адетипоказываютвсевдвижении).

№28Игра«Назовиласково»

Детистоятвкругу,взявшисьзаруки.Глядявглазастоящемурядом,нужносказать ему что-нибудь ласковое.

Вответребёнокдолженсказать«Спасибо!».

 

№29Приветствиевкругу.

«Передайзайчика»-детистановятсявкруг,передаютдругдругузайчикаи здороваются друг с другом.

Например:«Здравствуйте,Алина–здравствуйте,Максим»ит.д.

№30Общение(настройна день):

-Атеперьпогладимсебяпоживотику,поколенкам,поголовке.

Молодцы!Вседетихорошиеидружные.Итакиедетинашибудутцелыйдень!

 

№31 Утреннее приветствие Станемрядышком,покругу,

Скажем«Здравствуйте!»другдругу. Нам здороваться ни лень:

Всем«Привет!»и«Добрыйдень!»; Если каждый улыбнётся –

Утродоброеначнётся.

–ДОБРОЕУТРО!

№32Игра«Дружбаначинаетсяс улыбки…»

Стоящиевкругудетиберутсязаруки,смотрятсоседувглазаидарятмолчасамую добрую, какая есть, улыбку по очереди.

Разминка.

-Ребята!Всевыдругдругуулыбнулись,иотвашихулыбоквнашейкомнатестало светло. А в окошко к нам заглянуло солнышко!

-Посмотрите,смотритсолнышковокошко?

(чтениевместесдетьмистихотворенияА.Барто «Солнышко»,выполнениедвижений в соответствии с текстом):

Смотритсолнышковокошко, Светит в нашу комнатку,

Мызахлопаемвладошки, Очень рады солнышку!

 

№33Оценка,положительныйнастройнацелыйдень:

-Молодцы,ребята!Давайте,высегоднябудетедругдругуцелыйденьулыбаться,не плакать. И играть вместе дружно!

Давайтепорадуемсясолнцуиптицам,(детиподнимаютруки вверх)

Атакжепорадуемсяулыбчивымлицам(Улыбаютсядругдругу)

Ивсем,ктоживетнаэтойпланете, (разводятруками)

«Доброеутро!»скажеммывместе (берутсяза руки)

«Доброеутро!»—мамеипапе«Доброеутро!»—останетсяснами.

Приложение 2

Ритуалыначала дня

Цель:созданияэмоциональногонастрояимотивационнойготовностикучастиюв работе

 

№1«Букет»Вправо,влевоповернисьивцветочекпревратись. Собираемся в букеты: по два, по четыре, все вместе.

Какойкрасивый,большойбукетунасполучился.Комубывыхотелиего подарить?

 

№2«Мойдруг»-Доброеутро! Собрались все дети в круг

Ятвойдруг,итымоидруг. Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся.

Яулыбнусьвам,авыулыбнитесьдругдругу.Чтобыунасвесьденьбылохорошее настроение.

№3«Передайулыбкупокругу»Педагог:Уменяхорошеенастроение,ияхочу передать свою улыбку вам по кругу

(педагогулыбаетсярядомстоящемуребенку,этотребенокулыбаетсясвоемусоседуи т. д.)

 

№4«Давайтепоздороваемся»Детипосигналухаотичнодвигаютсяпокомнатеи здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определённымобразом:

Один хлопок - здороваются за руку, Двахлопка–здороваютсяплечиками, Три хлопка – здороваются спинками

№5«Здравствуй,солнышкородное!»Всевместевкругу:Здравствуй,солнышко родное!

Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, матушка-земля! Здравствуй,ты,издравствуй,Я!

 

№6«Солнечные лучики»Протянутьрукивперёдисоединитьихвцентрекруга.Тихо постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.

Мы все дружные ребята, Мы ребята – дошколята. Никоговбеденебросим, Неотнимем,а попросим. Никого не обижаем.

Какзаботиться–мызнаем. Пусть всем будет хорошо Будет радостно, светло!

№7«Милыйдруг»Колокольчикозорной, Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг Слева–другисправа–друг. Вместе за руки возьмёмся

Идругдругуулыбнёмся.

 

№8«Волшебныйклубочек»Детисидятпокругу.

Педагогпередаётпокругуклубокнитокребёнку,тотнаматываетнитьнапалеципри этом говорит ласковое слово, доброе пожелание или ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени или ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени или произносит «волшебное вежливое слово» и т. п.

Затемпередаётклубокследующемуребёнку,поканедойдеточередьдовзрослого.

 

№9«Круградости»-Добрыйдень,дорогиеребята!

Уменясегодняпрекрасноенастроениеияхочуегопередатьвсемвам. А поможет мне в этом – этот цветок.

Яприглашаювсехвстатьвкруградостиисказатьдругдругудобрыепожелания, передавая из рук в руки «волшебный цветок».

Желаю счастья и добра Всемдетямссамогоутра!

(Детипередаютдругдругуцветокипроизносятдобрыепожелания).

№10«Дружбаначинаетсясулыбки»Детиберутсязаруки,смотрятсоседувглазаи молча улыбаются.

Возьмёмсязаруки,друзья! Друг другу улыбнёмся.

Мыпожелаемвсемдобра

Искажем:«Здравствуй, солнце!»

 

№11 «Комплименты» Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказатьемунесколькодобрыхслов,зачто-топохвалить.Принимающийкомплименткивает головой и говорит: ««Спасибо, мне очень приятно!». Затем он произносит комплимент своему соседу.

 

№12«Эстафетадружбы»Взятьсязарукиипередаватькакэстафетурукопожатие. Начинает воспитатель:

«Япередаювамсвоюдружбу,ионаидётотменякМаше,отМашикСашеит.д.и снова возвращается ко мне.

Ячувствую,чтодружбысталобольше,таккаккаждыйизвасдобавилчастичкусвоей дружбы.

Пустьжеонаваснепокидаети греет».

 

№13«Назовиимядруга»Улыбнитесьвсемвокруг И скорей вставайте в круг

Мячиктыпередавай, Имя друга называй.

№14«Доброеутро!»Придуманокем-топростоимудроПри встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам. Доброеутроулыбчивымлицам.

Икаждыйстановитсядобрым,доверчивым.

Пустьдоброеутродлитсядовечера!

№15«Дружнаясемья»Я,ты,он,она-Вместе дружная семья.

Рукудайсоседусправа. Руку дай соседу слева. Я, ты, он, она-

Вместедружнаясемья.

Улыбнисьсоседусправа, Улыбнись соседу слева. Обними соседа справа, Обними соседа слева.

Ущипнисоседасправа, Ущипни соседа слева.

Педагог:Поднимаемправуюрукунадголовойигладимпоголовесоседа справа,приговаривая:

-Онтакой хороший!

 

-Ятакойхороший!(гладимсебя, Я лучше всех!

№16«ДоброеЖивотное»Участникивстаютвкругиберутсязаруки.Воспитательтихим голосом говорит: «Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!»

Вдох—вседелаютшагвперед,выдох—шагназад.«Такнетолькодышитживотное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д.

 

№17«Пожелание»Всевстаютвкруг,воспитательпускаетпокругубубен. Ты катись, весёлый бубен,

Быстро-быстропорукам.Укоговесёлыйбубен,

Тотпожеланиескажетнам.

Детипроизносятдругдругупожелания.Можноупражнениепроводитьподмузыку.

 

№18«Приветствиесразнымнастроением»Дляпроведенияупражнения используется

«кубик настроений», на гранях которого расположены изображения смайликов с разнымнастроением.Ребёнокздоровается,стараясьпередатьтонастроение,которое соответствует картинке.

Воспитатель:Ребята,давайтепоприветствуемдругдругасразнымнастроением. Поможет нам в этом «кубик настроений».

Какоеприветствиевызвалоувасприятныечувства?

 

№19Игра «Интервью» Участники сидят полукругом, у ведущего микрофон. Произнося реплику,онодновременнопередаётмикрофонпартнёрусправа.Тотдолженпередать его следующему игроку, ответив при этом на заданный ему вопрос.Например:

-Какоеутебя настроение?

-Хорошее.

-Коготырадвидетьсегодня?

-Чтождёшьотсегодняшнегодня?ит.д.

 

№20 «Улыбка» Приятно смотреть на человека, лицо которого украшает тёплая и доброжелательнаяулыбка.Давайтепоприветствуемдругдругасвоимиулыбками. Подарите свои улыбки соседу справа и слева.

 

№21 Упражнение

«Языкфотографий»Воспитательраскладываетнаполуфотографиипокакой-либо теме. Каждый ребёнок выбирает одну фотографию и коротко комментирует свой выбор. При этом он высказывает возникшие у него в связи с фотографией ассоциации, мысли, чувства и устанавливает их связь с темой занятия.

Комментарий.Предложенныефотографиислужаттолчкомкразмышлениюнадтемой встречи.

№22 «Здравствуй, солнышко!»Педагог: Здравствуйте, дети!Дети: Здравствуйте. Педагог:Сегоднявозледетскогосадаявстретиласолнышко,котороепришлокнамв гости. Но солнышко это не простое, а волшебное. Кто возьмет его в руки, тот станет самым ласковым и добрым ребенком в мире. Давайте проверим! (Передаем воздушный шарик - солнышко, говоря друг другу ласковое слово). Это правда, мы стали самыми добрыми и ласковыми.

 

№23 «Солнечные лучики»Педагог: Здравствуйте, дети!Дети: Здравствуйте. Педагог:Ребята,высегоднятакиеславные,каккрасивоулыбаетесь,такиевсе веселые и красивые. Покажем всем, какие вы веселые?

Солнышкопроснулосьипотянулолучики.Покажите,каксолнышко

просыпается? (мимикой, жестами дети изображают солнце, улыбаются). Теплые лучикиласковоесолнышкопосылаеткнам.Поднимемруки,онилучики–ласковые, добрые,нежные.Прикоснемсяосторожноручками-лучикамидругкдругу,погладим и улыбнемся. От прикосновения солнечного лучика мы стали добрее, радостнее.

№24«Волшебнаяпалочка»Воспитательдержитвруках«волшебнуюпалочку»иприглашает детей:

- Раз,два,три,четыре,пять. Приглашаю всех играть.

Ктобыстрееподойдет,тотбыстрейсекретнайдет.Всемрасскажетипокажет,объяснитипутьукажет Во что дальше поиграть и кто будет начинать….

Дети подходят, берутся рукой за «волшебную палочку» и такими же словами приглашаютостальныхдетейкигре,поканесоберутсявсежелающиепоиграть.

№25«Хорошеенастроение»Педагог:Дети,здравствуйте!

(Звучитлёгкаяприятнаямузыка). Сделайте глубокий вдох, выдох.

Вдохните здоровье, выдохните болезни! Вдохнитедобро,выдохнитенеприятности!

Вдохнитеуверенность,выдохнитескованностьибеспокойство! Нам легко и приятно.

 

№26Игра«Назовиласковосвоёимя»Сегоднятакойчудесныйдень,уменяочень хорошее настроение. Чтобы оно было такое же чудесное у вас, давайте назовём ласково каждый своё имя

 

№27«Снежинка»Детипередаютпокругубольшуюснежинкуиприветствуютдруг друга, говорят друг другу ласковые слова.

 

№28 «Солнышко»Педагог: Доброе утро ребята! Я очень рада видеть вас сегодня. Посмотрите,кнамзаглянулосолнышко,ионохочетсвамипоздороваться.Мыбудем передавать солнышко по кругу, и проговаривать стихотворение. У кого останется солнышко в руках тот поздоровается с солнышком и назовет себя ласково.

«Ходит солнышко по кругу Дарит деточкам свой свет.Асосветомкнамприходит.Дружбы-солнечныйпривет»

 

№29«Привет»Хлопаяполадошкамребенку,педагогприветствуетего:-Привет, Алеша! Ребенок,хлопая в ответ педагогу по ладошкам: - Привет, Татьяна Константиновна! И так с каждым ребенком, по очереди.

№30«Здравствуй,этоя…»Ясутрасюдапришла, Здравствуйте, мои друзья!

Здравствуй,солнце! Здравствуй, небо!

Этоя(имяиотчествовоспитателя!

Этоя(каждыйребенокпоочерединазываетсвое имя!

 

№31«Давайтепоздороваемся»Детипосигналухаотичнодвигаютсяпокомнатеи здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определённымобразом:

Один хлопок - здороваются за руку, Двахлопка–здороваютсяплечиками, Три хлопка – здороваются спинками.

 

№32 «Приветствие»Педагог: Возьмите за руки того, кто рядом с вами, ощутите теплоруквашихдрузей,которыебудутвамдобрымипомощниками,посмотритеимв глаза и улыбнитесь, передайте им своё хорошее настроение.

Чтозачудо-чудеса.Разрукаидварука! Вотладошкаправая,вотладошкалевая.

Искажувам,нетая,рукивсемнужны, друзья!

Сильныерукинебросятсявдраку. Добрые руки погладят собаку, Умные руки умеют лепить

Чуткиерукиумеютдружить!

 

№33«Утромсолнышкопроснулось…»Утромсолнышкопроснулось Потянулось, потянулось.

Свои лучики раскрыло Всем улыбки подарила. Оглядело все вокруг Слева друг, справа друг. Деньсулыбкиначинайте, Всемздоровьяпожелайте. Здравствуйте!

Добрый день!

 

 

31 октября 2024 в 12:41

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.