Тарасова Татьяна Германовна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №1 г.Выборга»
Нестандартные формы работы с родителями в детском саду в контексте ФГОС ДОНестандартные формы работы с родителями в детском саду в контексте ФГОС ДО Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? В Законе РФ "Об образовании" ст. 18 п.1 определяется, что Родители (законные представители) являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы Физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, государство требует от семей и образовательного учреждения иных взаимоотношений, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Каждое ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения - не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию. Вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решаем в трех направлениях: -повышение педагогической культуры родителей; -вовлечение родителей в деятельность ДОУ; -совместная работа по обмену опытом. Цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей. Задачи: - Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника. - Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.- Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада. - Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей. - Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Нестандартные формы организации общения педагогов и родителей. Цель: Нестандартные формы организации общения педагогов и родителей. Для этого в своей работе стараемся использовать нетрадиционные формы общения с родителями. Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечения родителей к ДОУ, установления неформальных контактов. К нетрадиционным формам общения педагога с родителями относятся: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно- информационные формы. Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся: опрос; тесты; анкетирование; социальный паспорт; «почтовый ящик доверия» или «телефон доверия», куда родители могут помещать волнующие их вопросы и дать советы родителям и сотрудникам д/с. Цель анкетирования: изучение семьи, выявление образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами. Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребёнка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника и выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогической потребности каждой семьи, учесть её индивидуальные особенности. Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. Эта форма может стать в детском саду культурным центром, сплачивающим родителей - единомышленников. К досуговым формам относятся: •Праздники: «Встреча Нового года», «Масленица», «Осенние праздники», «9 мая», «23 февраля», «Посиделки», «Папа может всё, что угодно», «Праздник мам», «А ну-ка бабушки», «Кафе Мамина улыбка», спортивные соревнования «Весёлые старты» и т.д. •Марафон «Мама, папа, я – спортивная семья» «Мама, папа, я – музыкальная семья» «Мама, папа, я – рукодельная семья» •Семейные театры, концерты, игры - конкурсы с участием членов семьи, где дети смотрят на родителей и болеют за них. Родители на празднике могут играть на музыкальных инструментах, петь песни, читать стихи, приносить свои коллекции, предметы быта, награды, проявить свои знания, эрудицию, смекалку в играх: «Ярмарка», «Поле чудес», «Угадай мелодию», «Что, где, когда?», конкурс кулинаров «Сладкий час». Папы и мамы вместе с детьми выполняя творческие задания: «Юный мастер», «Хорошая хозяйка». Как известно, единая цель и общие переживания сближают взрослых и детей. Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психологопедагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей. Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы. Нетрадиционные! Это значит, на родительских собраниях необходимо использовать такие методы и приёмы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более лёгкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный разговор. Всё это повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решения проблем воспитания. Однако о нетрадиционном проведении родительских собраний можно говорить лишь в том случае, если педагог относится к родителям, как к партнёрам по общению, учитывая их опыт воспитания, потребности в занятиях, использует методы активизации родителей. Нетрадиционные формы собраний. •Педагогическая мастерская •Деловая, ролевая игра •Конференции •Консилиумы •Диспуты •Диалоги •Дискуссии •Практикумы •Тренинги •Круглый стол •Вечер – встреч •КВН •Конкурсы •Праздники •Посиделки •Семинары •Педагогический всеобуч •Педагогические гостиные •Школа заботливых родителей Клубы для родителей«Дружная семейка», «Почитай-ка» «Семейная академия» «Молодая семья» «Родительский университет отцов» «Здоровичок» Темы: «Если хочешь быть здоров - закаляйся» «Красота и здоровье» «В поход всей семьёй» «Папа, мама, я – спортивная семья» Семейные игротекиРазвитие мелкой моторики «Весёлые пальчики», Развитие речи « Весёлый язычок», Знакомство с буквами «АБВГДейка», Развитие логики «Логическая кухня». Групповые консультацииИх можно провести творчески, опираясь на популярные телепередачи: «Педагогическое поле чудес» «Театральная пятница» «Педагогический случай» «Что, где, когда?» «Ток - шоу» «Викторина» «Устный педагогический журнал» Такой подход позволяет давать родителям более глубокие знания по вопросам воспитания соответственно возрасту детей. Наглядно – информационные формы в нетрадиционном звучании правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приёмы семейного воспитания. Например, открытые занятия для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, выставки детских работ. Открытые занятияПровидение открытых занятий в ДОУ может быть организовано по-разному. Например, в одном случае родители в качестве гостей посещают занятия, где преодолевается их поверхностное суждение об обучении в д/с, профессии воспитателя. Они видят собственных детей в необычной для себя обстановке, получают рекомендации об обучении детей в семье. В другом случае родители могут быть активными участниками педагогического процесса. Они отвечают на вопросы, совместно с детьми двигаются под музыку, поют, рисуют, выполняют задания педагога и т.д. Здесь папы и мамы выступают в качестве партнёров воспитателя. также можно подключить их к участию игровой, досуговой и трудовой деятельности детей. Например, организовать занятия: ИЗО деятельность - «Семейная птица счастья», «Цветок семьи», «Моя малая Родина»; физкультурное - «Лихие матросы»; зарядку с родителями: «Зарядка вместе с мамой», «Зарядка вместе с папой» - где родители в роле тренера. Родительские уголкиЭта форма работы является традиционной. Для того чтобы она была действительной, помогала активизировать родителей, можно использовать: •Создание газеты для родителей по каждой группе или по детскому саду с разными рубриками •Создание библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики . •Игротеки: «Игры на кухни» и д.р. •Информационные листы •Листы активности Они содержат материал, дающий возможность понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Мероприятия по обмену опытом среди родителей1.Фото видео конкурсы «На лучший спортивный уголок» «Интересные спортивные и подвижные игры» - С участием детей и взрослых 1.Фотомонтажи «Вот какие мы большие» «Про меня» Информационные листы с развёрнутой информацией о каждом ребёнке оформленные родителями совместно с детьми. 1.Выставки, оформленные с родителями «Наши любимцы» - фото любимых животных «Мая малая Родина» - конкурс фотографий родного края «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» - фото детей на свежем воздухе в разное время года 1.Стенды, оформленные совместно с родителями «Когда мы были маленькие…» - рассказы мам и пап «Я умею, я могу, я люблю» - информация об умениях, достижениях, интересах ребёнка «Устами младенца» - юмористические высказывания детей 1.Создание родителями альбома после каждого праздника 2.Семейные газеты «Под крышей дома моего» «А это моё солнышко» «А это мы все на автомобиле едим в отпуск!» «Зимняя мозаика» «С Новым годом!» 1.Создание семейных книжек – малышек 2.Встречи с интересными людьми – это встречи с родителями разных профессий 3.Привлечение пап и мам к участию субботников, озеленении, и постройки снежных городков на территории детского сада, так же принимать участие в смотрах – конкурсах. «Кукольная комната» «Новогодняя гостиная» «Зимние участки» «Спортивные уголки в группах» /нестандартное оборудование/ «Сказка на окне» В состав комиссии по подведению итогов проведенных конкурсов включать родителей воспитанников. Родители могут познакомить детей с культурой своего народа через быт, традиции, фольклор, угощения. Произведения декоративно- прикладного искусства. Родители должны вместе с детьми создавать предметно-развивающую среду в ДОУ и семье. 10.Участие родителей в проектной деятельности: «Красота и здоровье» •«Цветик - Семицветик» /телесно - ориентированные тренинги, тренинг общения, коррекционная гимнастика/ •«Мой весёлый звонкий мяч» /упр. в парах с мячом, П./и с мячом/ •«Неболейка» /русские народные и подвижные игры: «В гостях у Айболита»/ •«Сладкоежки» /дегустация вкусных и полезных блюд из выпечки, игры-забавы/ •«Воздушные шары» •«Спортивная семья» •«Вместе с мамой, вместе с папой» /соревнования семейных команд, П./И и игры - эстафеты/ •«Спортландия» •«Здоровичок» Патриотическое воспитание детей •«Моё имя» •«Моя семья» •«Семейные традиции» /Семейные праздники, древо семьи, герб семьи/ •«Моя Родина» Участия в таких мероприятиях не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. На каждом собрании можно выражать благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности. Можно придумать благодарность в стихотворной форме собственного сочинения: «Родители у нас народ прекрасный, Смысл воспитания для них предельно ясен. Ведь только творчество и труд, Нам личность в будущем дадут» «Спасибо вам за труд большой, За всё что сделано с душой!» «В группе папа есть у нас, Он помощник просто класс. Пилит, чинит и строгает, Во всём нам очень помогает». «Папы, мамы молодцы! Во всём нам помогают. Белят, красят и поют, И с нами в игры играют». Можно отдельно выделить и такие формы, которые направлены на формирование родительской позиции: -Рисование на тему, «Какая я мама?»; -Предложение родителей своей концепции воспитания; -Анализ собственных педагогических навыков, неудачи. Семья и дети два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное, не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков и мир, который он создаёт вокруг себя. 31 октября 2024 в 12:48
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.